Форум » Мистическое богословие » Мистика хасидизма » Ответить

Мистика хасидизма

Anthropologist_01: Помещаю здесь небольшие выписки из этой вот книги: Ранний хасидизм. Учение Бааль-Шем-Това согласно трудам его учеников. Том первый. Антология. Сост. р. Нахман Гольдштейн из Черина. Пер. с иврита Д. Шенкарь; X. Гар-Шалом.—Москва, Книжники; Лехаим. 2014 — (Библиотека еврейских текстов. Хасидизм). Хотя это и не христианство, но размещаю тему "Мистика хасидизма" именно в этом разделе, поскольку, как мне кажется, здесь очень много полезного, важного и созвучного христианскому мистическому опыту. Возможно, это кому-то окажется полезным.

Ответов - 3

Anthropologist_01: Из главы "ЗНАНИЕ и МУДРОСТЬ" (ДААТ ВЕ-ХОХМА): Здесь ещё, помимо Сокрытого за оболочками, то есть о том аде, в котором мы находимся, - о надежде, смирении, благодати, зрении и стремлении. Из: Тольдот Яаков - Йосеф, Берешит (С. 209-211): 1. Есть множество одеяний и покровов, за которыми, если можно так выразиться, скрывается Всевышний, благословен Он. Однако слышал я от моего учителя [Бааль-Шем-Това], благословенна его память: если человек знает, что Святой, благословен Он, скрывается где-либо, это уже не называется сокрытием. Ведь сказано (Тегилим, 92:10): "Рассеются все творящие беззаконие". И об этом говорится (Дварим, 31:17): "И сокрою лик Мой от них". Он, Благословенный, сокроет лик Свой "от них" (творящих беззаконие), чтобы они не ведали, что Святой, благословен Он, присутствует в этом сокрытии. Подобно этому слышал я от него [Бааль-Шем-Това] по поводу стиха (Шмот, 15:9): «…ארדף אויב אמר» (амар ойев эрдоф, "Сказал враг: погонюсь..."): за начальными буквами слов этого стиха - алеф - Алуф мира (Всевышний) скрывает Себя. И слова эти полны глубокого смысла1. 1 Тройное повторение буквы алеф намекает на то, что именно в местах наибольшего сокрытия (подобных Египту, о котором идёт речь в вышеприведённом стихе) заключена самая высокая святость. Человек должен знать великое правило, что на самом деле нет никакой преграды, отделяющей его от Всевышнего. Если придут к нему во время изучения Торы или молитвы посторонние мысли, а они и есть те самые одеяния и завесы, за которыми Святой, благословен Он, скрывает Себя, он будет знать, что Святой, благословен Он, скрывается там, а это уже не сокрытие, как объяснялось выше.

Anthropologist_01: Из: Тольдот Яаков - Йосеф, Берешит (С. 209-211) - продолжение: И подобно тому, как в словах Торы и молитвы есть двадцать две буквы, во всех вещах земных и материальных, какие только существуют в мире, есть двадцать две буквы, посредством которых был создан мир и всё, что в нём. Но эти буквы облачены в многочисленные одеяния и оболочки, скрывающие их2. 2 Как кожура скрывает плод. И в буквах пребывает духовность Святого, благословен Он, ибо славой Его полна вся земля и всё, что на ней (см. Йешаягу, 6:3 и Дварим, 10:14). Нет места, лишённого Его присутствия, как объясняется в Тикуним (Тикуней Зогар), но Его присутствие сокрыто. И поскольку люди, обладающие истинным знанием, знают об этом сокрытии, для них нет никакого сокрытия Его, Благословенного, и Он для них [всегда] неизменен. Об этом сказано (Малахи, 3:6): "Я, Господь, не изменился".

Anthropologist_01: Из: Тольдот Яаков - Йосеф, Берешит (С. 209-211) - продолжение: И ещё существенно, что начало Творения было посредством буквы א (алеф), сокровенный смысл которой - мудрость и замысел, а также, что все двадцать две буквы служат облачениями друг друга (см. "Речь", п. 2,4). И буквы эти распространились сверху вниз, благодаря чему возникло всё сущее - посредством двадцати двух букв [алфавита святого языка] от א (алеф) до ת (тав). То, что было создано посредством буквы, более близкой к источнику, более возвышенно, [и наоборот]. Поэтому то, что возникло посредством буквы ת (тав), наиболее ничтожно из всего созданного. И если человек приблизится к Всевышнему, Благословенному, то тем самым он включит себя вместе с буквой ת (тав)3 в предшествующую ей букву ר (реш) и так далее. Сокровенная сущность возвращения к источнику называется в святых книгах תשרײק (ташрак)4. И в конце концов достигнет человек буквы א (алеф), в которой сокрыт Творец (Алуф) мира. 3 Намёк на то, что человек был сотворён в конце Творения. 4 Согласно расположению букв в обратном порядке - намёк на то, что можно вернуться с самого низа на самый верх. На это намекает стих "Из чрева преисподней возопил я..." (Йона, 2:3). Ведь духовность Его, Благословенного, заключена в букве א (алеф). И Он, как бы облачаясь в эту букву, создаёт из неё свет мира Ацилут (Высшего из сотворённых миров). А затем Он облачается вместе с буквой א (алеф) в букву ב (бет) и так далее, пока в конце концов не облачится в букву ת (тав) и не создаст с её помощью нижние миры5. А затем Святой, благословен Он, вновь скрывает Себя за многочисленными завесами и оболочками, которые есть "пустота, хаос и тьма" (Берешит, 1:2). Однако "от праведников не скрывает Он Себя", поэтому как только люди истинного знания сосредоточиваются на том, что свет Святого, благословен Он, находится где-то в сокрытии, тотчас же "рассеиваются все творящие беззаконие", и раскрывается сокрытый там Божественный свет. 5 Слово תחתון (тахтон, "нижний") тоже начинается с буквы ת (тав).




полная версия страницы