Форум » Мистическое богословие » из Иеремии » Ответить

из Иеремии

шура: 32. не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь. 33. Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом. 34. И уже не будут учить друг друга, брат брата и говорить: «познайте Господа», ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь, потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более. (Иеремия 31:32-34) Т.е. Новый Завет, который принято в христианстве считать достаточным еще не совершился? Понятно, что евреи должны "войти" позже, но описанное Иеремией совсем отлично от современного христианства и от того что, вроде бы призывает выстраивать Христос. 1. Все будут знать Бога от малого до большого и это такой дар или данность, к которой не надо стремиться. Вроде нам тоже прощают грехи, но чтобы "все сами будут знать Меня" и "вложу закон Мой во внутренность" - это все совсем не так даже у верующих. 2. "И уже не будут учить друг друга, брат брата и говорить: «познайте Господа»". В современных цервях только этим и занимаются, чтобы обучить ближнего. Вопрос: что за время описано Иеримией; если это такое идеальное время - что это за состояние людей, похожее на потусторонний мир; если опираться на это откровение - что удивляться, когда евреи не принимают Христа - ничего из описанного не случилось.

Ответов - 7

Антиквар: шура пишет: 32. не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь. 33. Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом. 34. И уже не будут учить друг друга, брат брата и говорить: «познайте Господа», ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь, потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более. (Иеремия 31:32-34) Т.е. Новый Завет, который принято в христианстве считать достаточным еще не совершился? Понятно, что евреи должны "войти" позже, но описанное Иеремией совсем отлично от современного христианства и от того что, вроде бы призывает выстраивать Христос. 1. Все будут знать Бога от малого до большого и это такой дар или данность, к которой не надо стремиться. Вроде нам тоже прощают грехи, но чтобы "все сами будут знать Меня" и "вложу закон Мой во внутренность" - это все совсем не так даже у верующих. 2. "И уже не будут учить друг друга, брат брата и говорить: «познайте Господа»". В современных цервях только этим и занимаются, чтобы обучить ближнего. Вопрос: что за время описано Иеримией; если это такое идеальное время - что это за состояние людей, похожее на потусторонний мир; если опираться на это откровение - что удивляться, когда евреи не принимают Христа - ничего из описанного не случилось. На мой взгляд, у Иеремии описано время после Христа. Но это пророческое, то есть духовное описание, для понимания которого нужны особые условия описанные в Библии: "19. И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших, 20. зная прежде всего то, что никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою. 21. Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым." (Второе послание Петра 1:19-21) Поэтому говорить о том, насколько пророчество сбывается можно только по мере откровения от Бога и уровня веры. Как сказано Христом: "12. ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет; 13. потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют; 14. и сбывается над ними пророчество Исаии, которое говорит: «слухом услышите — и не уразумеете, и глазами смотреть будете — и не увидите, 15. ибо огрубело сердце людей сих, и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их»." (Евангелие от Матфея 13:12-15) Например, вопрос: Кого имеет в виду Иеремия под понятием "дом Израилев" - плотской "дом Израилев" или духовный "дом Израилев"? И далее, если духовный дом Израилев, то кого относит пророчество Иеремии к духовному дому Израилеву,? Если христиан, то каких именно христиан? И так далее. То есть, насколько я понимаю, вопросов множество, и мы в своих толкованиях, и с помощью Бога, можем предполагать разное, стремясь по мере веры приближаться к правильному пониманию, только это приближение бесконечно, как бесконечно Слово Бога, поэтому полностью правильное толкование только у Бога.

Anyky: вопрос интереснее, чем ответ. Я бы развел руками, не зная как понимать этот текст. Скорее всего по Бердяевски, как грядущее откровение Духа.

Антиквар: Anyky пишет: вопрос интереснее, чем ответ. Я бы развел руками, не зная как понимать этот текст. Скорее всего по Бердяевски, как грядущее откровение Духа. Да, в Библии много непонятных вещей, как, насколько я понимаю, и должно быть в Слове Бога. На мой взгляд, правилен известный пересказ слов Тертуллиана: «верую, ибо абсурдно», потому что Божественная Мысль не может быть равна человеческой мысли. Как сказано: «8. Мои мысли — не ваши мысли, ни ваши пути — пути Мои, говорит Господь. 9. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших.» (Исаия 55:8,9) И еще: «29. Сокрытое принадлежит Господу, Богу нашему, а открытое — нам и сынам нашим до века, чтобы мы исполняли все слова закона сего.» (Книга Второзаконие 29:29)


шура: Владимир Соловьев рассматривает Софию, как Вечную Женственность. По словам Н. Лосского такое неравнодушие Соловьева к этому вопросу связано с его мистическим опытом. Так же об этой женственности, кажется, у Блока. В Библии есть слова о Премудрости, которая "танцевала" перед Всемогущим. Как о самостоятельной сущности. Ну, и всегда рассматривается вопрос о Церкви, как о Невесте, т.е. опять же женское начало. Что имел в виду Владимир Соловьев? Что за преклонение перед Софией? Что за Вечная Женственность? Достаточно сумбурный вопрос, но все же он есть и я абсолютно не нахожу на него ответа.

Антиквар: шура пишет: Владимир Соловьев рассматривает Софию, как Вечную Женственность. По словам Н. Лосского такое неравнодушие Соловьева к этому вопросу связано с его мистическим опытом. Так же об этой женственности, кажется, у Блока. В Библии есть слова о Премудрости, которая "танцевала" перед Всемогущим. Как о самостоятельной сущности. Ну, и всегда рассматривается вопрос о Церкви, как о Невесте, т.е. опять же женское начало. Что имел в виду Владимир Соловьев? Что за преклонение перед Софией? Что за Вечная Женственность? Достаточно сумбурный вопрос, но все же он есть и я абсолютно не нахожу на него ответа. На мой взгляд, чтобы разобраться в вопросе о понимании «Софии или Вечной Женственности», нужно сначала вспомнить, кто такой Соловьев в истории мысли – как известно, он был романтиком и символистом. А романтизм возникает из попытки Шеллинга прорваться к кантовской «вещи-в-себе», путем восприятия всей природы как откровения «вещи-в-себе». То есть, в романтическом (как и в следующим за ним символическом) мировоззрении природа и любые явления (внешней и внутренней природы, состояния души человека, мужского и женского, и т.д.) рассматриваются не сами по себе, а как знаки «вещи-в-себе», как знаки иного мира. Разумеется, что такому подходу близка и мистика. То есть романтическое и символическое восприятие мира предполагает помимо обычно значения явлений еще и иные значения, и на этих иных значениях делается главный акцент. Например, у романтика Гауфа в его известной сказке «Карлик нос» бабушка не просто бабушка, а ведьма, и если будешь ей грубить, то станешь карликом, и нос вырастет. То есть явление бабушки имеет иное потусторонне значение – ведьма. Или в сказке другого романтика Гофмана «Щелкунчик и мышиный король» игрушки не просто игрушки, а у игрушек есть тайная иная жизнь. И вот именно при таком романтическом подходе получается, в частности, что мудрость – это не просто мудрость, а это явление иного потустороннего мира - София. Также и женщина – это не просто женщина, а это явление иного потустороннего мира - Вечной Женственности. Что же касается Библии, таких образов Библии как Премудрость, Невеста, Агнец и т.д., то, на мой взгляд, при интерпретации Библии возможно использовать символическо-романтический подход (по крайней мере я использую). То есть, и я, следуя символическо-романтическому подходу, склонен понимать образы Библии не просто как образы или иносказания, а как проявления некоего иного бытия. Но собственно, такие библейские образы Премудрости, Невесты, Матери – вызывают у меня мало мистико-романтического отклика, по крайней мере, явно меньше, чем у авторов «серебряного века» Возможно дело в том, что авторы «серебряного века» были воспитаны в православии, где велик культ Девы Марии. А у меня протестантское воспитание, ориентированное на Бога.

шура: Антиквар пишет: И вот именно при таком романтическом подходе получается, в частности, что мудрость – это не просто мудрость, а это явление иного потустороннего мира - София. Также и женщина – это не просто женщина, а это явление иного потустороннего мира - Вечной Женственности. Ну, вот это совсем странно. Зачем преклоняться перед этой Вечной Женственностью, а не перед Вечной "Котячностью" или "Природностью"? можно продолжить. Ладно бы один человек, пусть и В.Соловьев это себе придумал в качестве бреда - у кого не бывает, но вот и Н. Лосский говорит, что разделяет этот взгляд В. Соловьева на эту Женственность. Опять же не разъясняя, что он в это понятие вкладывает?

Антиквар: шура пишет: Ну, вот это совсем странно. Зачем преклоняться перед этой Вечной Женственностью, а не перед Вечной "Котячностью" или "Природностью"? можно продолжить. Ладно бы один человек, пусть и В.Соловьев это себе придумал в качестве бреда - у кого не бывает, но вот и Н. Лосский говорит, что разделяет этот взгляд В. Соловьева на эту Женственность. Опять же не разъясняя, что он в это понятие вкладывает? На мой взгляд, здесь нужно учитывать культурный контекст эпохи. Дело в том, что культуре того времени был сильный культ Девы Марии. И, разумеется, это влияло и на религиозную философию. Насколько я понимаю, интерес к Вечной Женственности это следствие культа Девы Марии, который архетипически восходит к языческой матери природы, например, выражение "мать сыра земля" и т.д. Например, последний роман трилогии Д.С. Мережковскаго "Царство Зверя" - "14 декабря" заканчивается словами "Россию спасет Мать". В во всей трилогии на фоне событий проходит линия Вечной Женственности, и заканчивается последний роман трилогии так: "Вспомнил слова Муравьева: «Поцелуйте от меня Мариньку!» Взял письмо и поцеловал, прошептал: – Маринька… маменька! Вспомнил, как после свидания с нею в саду Алексеевского равелина целовал землю. «Земля, земля, Матерь Пречистая!» И как Муравьев, в последнюю минуту перед виселицей, тоже целовал землю. Вспомнил предсмертный шепот его сквозь щель стены: «Не погибнет Россия, – спасет Христос и еще Кто-то». Тогда не знал. Кто, – теперь уже знал Радость, подобная ужасу, пронзила сердце его, как молния: Россию спасет Мать." (Д.С. Мережковский "14 декабря", трилогия "Царство зверя") Насколько я понимаю, бессознательное писателей и философов "серебряного века" воспроизводило в их творчестве заложенный культурой культ Девы Марии, который в их творчестве сливался с еще более древним архетипическим культом Матери, в образе Вечной Женственностью романтиков. Насколько я понимаю, "Вечная Женственность" это многозначный символ, означающий все виды божеств и духов женского рода, и вообще, в русском языке слово "природа" - женского рода, поэтому Вечная Женственность подразумевает и Вечную Природность. А насчет "Вечной Котячности" - не знаю, кошки считались священными животными, но далеко не так часто, как женщины. Вообще, мало ли кому и чему люди поклонялись и поклоняются, идолослужение многолико, Тиллих в "Динамике веры" приводит слова Кальвина: "Человеческая душа, как говорил Кальвин, - это постоянно работающая фабрика идолов." (Пауль Тиллих "Динамика веры") А Библия, насколько я понимаю, учит сосредотачиваться на Боге: "6. Во всех путях твоих познавай Его, и Он направит стези твои." (Притчи 3:6)



полная версия страницы