Форум » Нравственное богословие и христианский образ жизни » Кто такой и что такое "ближний"? » Ответить

Кто такой и что такое "ближний"?

Идиотъ: Нет ясности по вопросу, что такое "ближний" из второй заповеди, которого я должен любить "как самого себя". Этот вопрос был задан мной другим людям (примерно 10) разных возрастов, в результате получилась примерно такая общая картина. Причем люди отвечали независимо друг от друга. 1) Ближний - то же самое, что близкий, родственник. Ближние - это моя семья. К ним надо относиться по-человечески, не врать, не обижать. Об остальных можно не думать. 2) Ближний - это географическое, пространственное понятие. Те, кто рядом с нами, являются нашими ближними. Соответственно, если ты уехал далеко - ты перестаешь быть "ближним" для того, для кого раньше таковым являлся... "Дети из Африки" и "пострадавшие от землетрясений", соответственно, тоже не "ближние"... В притче Христа о добром самарянине говорится, что я "ближний", если оказал кому-то помощь (самарянин был ближним израненному человеку). А кто тогда "ближний" для меня?

Ответов - 11

Антиквар: Идиотъ пишет: Нет ясности по вопросу, что такое "ближний" из второй заповеди, которого я должен любить "как самого себя". Этот вопрос был задан мной другим людям (примерно 10) разных возрастов, в результате получилась примерно такая общая картина. Причем люди отвечали независимо друг от друга. 1) Ближний - то же самое, что близкий, родственник. Ближние - это моя семья. К ним надо относиться по-человечески, не врать, не обижать. Об остальных можно не думать. 2) Ближний - это географическое, пространственное понятие. Те, кто рядом с нами, являются нашими ближними. Соответственно, если ты уехал далеко - ты перестаешь быть "ближним" для того, для кого раньше таковым являлся... "Дети из Африки" и "пострадавшие от землетрясений", соответственно, тоже не "ближние"... В притче Христа о добром самарянине говорится, что я "ближний", если оказал кому-то помощь (самарянин был ближним израненному человеку). А кто тогда "ближний" для меня? На мой взгляд, ближний - это все люди, по крайней мере, я так всегда это понимал. И, на мой взгляд, Христос в притче о самарянине говорит о том, что все люди ближние. Так я понимаю эту притчу. В этой притче, дело ведь, на мой взгляд, совсем не в том, что самарянин помог, а в том, что тот, кого считали дальним, оказался самым ближним. То есть эта притча в принципе против деления "дальний-ближний". Поэтому все ближние.

ученик: Антиквар пишет: На мой взгляд, ближний - это все люди, по крайней мере, я так всегда это понимал. И, на мой взгляд, Христос в притче о самарянине говорит о том, что все люди ближние. Так я понимаю эту притчу. В этой притче, дело ведь, на мой взгляд, совсем не в том, что самарянин помог, а в том, что тот, кого считали дальним, оказался самым ближним. То есть эта притча в принципе против деления "дальний-ближний". Поэтому все ближние. С тем, что "притча о том, что тот, кого считали дальним, оказался самым ближним" - с этим я согласен, тоже думаю, что притча об этом. Но с тем, что "притча в принципе против деления "дальний-ближний", поэтому все ближние" - с этим не согласен. Потому - уравниловкой пахнет, однако :) Почему "все ближние"? Не согласен я с такой трактовкой. Деление "ближний - не ближний" в притче сохраняется.

шура: На мой взгляд, ближний тот, кто тебе в данный момент "близок", т.е. с кем общаешься, например на работе; с кем рядом проживаешь. С кем сталкивает в настоящий момент жизнь. А не с чернокожими где-то там вообще.


ученик: шура пишет: На мой взгляд, ближний тот, кто тебе в данный момент "близок", т.е. с кем общаешься, например на работе; с кем рядом проживаешь. С кем сталкивает в настоящий момент жизнь. А не с чернокожими где-то там вообще. Старинная мудрость учит: «Держись подальше от плохого соседа». По-моему, это благоразумно. На работе тоже приходится иметь дело с разными людьми. А жизнь в настоящий момент может столкнуть и с разбойниками (не дай Вам Бог, конечно). Я не уверен, что "ближний" - это любой, с кем приходится находиться близко или общаться (на работе, по-соседству или по вине обстоятельств). По-моему, "ближний" - не кто попало :)

шура: ученик пишет: Старинная мудрость учит: «Держись подальше от плохого соседа». По-моему, это благоразумно. Конечно, благоразумно. Полно вопросов, которые и возникают на этой самой грани житейского благоразумия и прямолинейных библейских высказываний. Но в Новом Завете сказано, что учение Христово здраво. Мне кажется это верным и эта прямолинейность находится в ключе здравомыслия. "Ближний" - это именно "кто попало" лично для Вас. По-этому, и "любите врагов ваших". Любить как самого себя, по-моему, означает относиться к человеку в данной конкретной ситуации, как к себе. К себе-то мы каких-то особых чувств не питаем, а любовь выражается в желании и возможном достижении блага себе. И без разницы враг или друг, Христос призывает к действию блага для него. И это благо может быть ограничением ближнего. Это уж как ты рассудишь.

ученик: шура пишет: Конечно, благоразумно. Полно вопросов, которые и возникают на этой самой грани житейского благоразумия и прямолинейных библейских высказываний. Но в Новом Завете сказано, что учение Христово здраво. Я как-то не вижу разницы между "благоразумием" и "здравым учением" - они оба от Бога. шура пишет: ... "Ближний" - это именно "кто попало" лично для Вас. По-этому, и "любите врагов ваших" ... Если я правильно понимаю, Вы стараетесь меня убедить, что между самаритянином и разбойниками из притчи особой разницы нет. И те, и этот - все "ближние"? По-моему, это неправда. Закон учит разделению, а не смешиванию. Новый Завет тоже учит делению, упраздняя формальный характер деления "по ветхой букве" и утверждая разделение по сути - "по духу". Деление "ближний - не ближний" сохраняется в притче Христа про доброго самаритянина (о любви к ближнему). шура пишет: Любить как самого себя, по-моему, означает относиться к человеку в данной конкретной ситуации, как к себе. К себе-то мы каких-то особых чувств не питаем, а любовь выражается в желании и возможном достижении блага себе. И без разницы враг или друг, Христос призывает к действию блага для него. И это благо может быть ограничением ближнего. Это уж как ты рассудишь. Притчей про доброго самаритянина Христос ответил человеку, который хотел оправдать себя: 25. Появился некий учитель Закона, который, желая испытать Иисуса, спросил Его: — Учитель, что я должен делать, чтобы получить вечную жизнь? 26. — А что об этом говорится в Законе? — спросил его Иисус. — Что ты там читаешь? 27. — «Люби Господа, Бога твоего, всем сердцем, всей душой, всеми силами и всеми своими помыслами». И «люби ближнего, как самого себя», — ответил тот. 28. — Ты правильно ответил, — сказал Иисус. — Поступай так и будешь жить. 29. Но тот, желая оправдаться, спросил Иисуса: — А кто мне ближний? 30. Иисус в ответ сказал: — Шел человек из Иерусалима в Иерихон и попал в руки разбойников. Они его ограбили, избили и ушли, бросив полумертвым. 31. И случилось так, что шел той же дорогой священник, но, увидев его, перешел на другую сторону. 32. Так же поступил и левит: дойдя до того места и увидев раненого, он перешел на другую сторону. 33. А самаритянин, который проезжал там же, поравнялся с ним и, увидев, пожалел его. 34. Он подошел к нему и, омыв вином и смазав оливковым маслом его раны, перевязал их, посадил его на собственного мула, привез в гостиницу и там за ним ухаживал. 35. А на следующий день, уезжая, он дал хозяину гостиницы две серебряные монеты и сказал: «Позаботься о нем, а если истратишь сверх того, на обратном пути я тебе отдам». 36. Кто из троих, по-твоему, оказался ближним пострадавшему от разбойников? 37. — Тот, кто проявил к нему милосердие, — ответил тот. — Иди и поступай так же, — сказал Иисус. (Св. Евангелие от Луки 10:25-37) По-моему, Христос как-то немного возразил учителю Закона на его желание оправдать своё ограничение в добродетели. А Ваше «Это уж как ты рассудишь» поворачивает к благословению самооправдания. Христос этого не говорил.

шура: ученик пишет: между самаритянином и разбойниками из притчи особой разницы нет Если разбойник окажется в ситуации самарянина: избитый и нуждающийся в уходе - очевидно, что абсолютно никакой разницы нет. Если он не соберется зарезать Вас придется заботиться о нем. Если соберется зарезать Вас или еще кого, то придется ограничить его. Даже если он очень сильно будет нуждаться в том, чтобы зарезать (или ограбить). Ограничить не себя, а его. Думаю, здесь Вы принесете ему добро. И отнесетесь опять же как к себе. А вдруг покается когданибудь?

ученик: шура пишет: Если разбойник окажется в ситуации самарянина ... Мало ли что может быть, если ... Разумеется, любой человек может оказаться ближним. А может оказаться и мошенником, в отношениях с которым лучше держаться осторожности, а то и вовсе держаться подальше и не иметь ничего общего. С тем, что "притча о том, что тот, кого считали дальним, оказался самым ближним" - с этим я согласен, тоже думаю, что притча об этом. Но с тем, что "притча в принципе против деления "дальний-ближний", поэтому все ближние" - с этим не согласен. Потому что неразберихой пахнет. А Закон учит разделению. Деление "ближний - не ближний" сохраняется в притче про доброго самаритянина (о любви к ближнему). Но Христос показывает этой притчей неформальный характер деления. Так по-моему. Вы можете обратить внимание, что Христос спрашивает : «Кто из троих, по-твоему, оказался ближним пострадавшему от разбойников?» По-моему, этот вопрос даёт понять, что разбойников Христос даже не включил в "список кандидатов в ближние". Но в момент казни ближним Христу оказался разбойник. Важно то, что есть, а не то, что могло бы быть.

Антиквар: В отношении библейского сюжета о добром самарянине, мне близко понимание, приводимое в «Толковой Библии» Лопухина. (В «Толковой Библии» Лопухина по данному вопросу приводится толкование протестантского (англиканского) богослова Ричарда Тренча (Транча) ). «В рассказе о милосердом самарянине Господь имел целью показать законнику "на великую бездну, разделяющую знание и действия, на то, как мало отвечала самая жизнь его нравственному понятию о любви к ближним" (Транч с. 274). Тот, кто спрашивал: "кто мой ближний?" кто желал для себя предварительно полного изложения обязанностей к ближнему, тот обнаруживал тем самым, как мало он понимает любовь, сущность которой состоит в том, что она не знает никаких пределов, кроме своей невозможности идти далее (там же с. 261). (…) Обыкновенно принято этот рассказ о милосердом самарянине называть притчею. Но, собственно говоря, этот рассказ не подходит под категорию притч. Притчу еще нужно изъяснять, применять содержащийся в ней случай к тому вопросу, о котором идет речь. Такова, напр., притча о сеятеле, о зерне горчичном и т. д. Здесь же никакого объяснения и не требуется. Господь просто берет случай, весьма возможный, поучительность которого ясна всем и каждому и делает этот случай уроком истинного милосердия. Это, так сказать, примерный рассказ о том, в чем состоит настоящая любовь к ближнему. (…) Теперь Христос, по-видимому, должен бы сказать законнику: "видишь из примера самарянина, кто твой ближний? Это всякий человек, к какой бы нации он ни принадлежал". Но Господь не так ставит дело. Вопрос о том, кто ближний каждому из нас, Господь оставляет в стороне, как вполне ясно решенный приведенным выше рассказом. Он дает законнику другой вопрос - не теоретический, а практический: кто из трех прошедших мимо раненого оказался ему "ближним", т. е. кто исполнил в отношении к нему требование любви, какое внушает закон всем и каждому? На этот вопрос законник должен был отвечать так: оказавший ему милость (прямо сказать - "самарянин" ему не хотелось...). Господь тогда отпускает его, советуя поступать подобно самарянину. Таким образом Господь уходит с почвы теоретических рассуждений и споров, которым, конечно, и конца бы не было, и сводит весь вопрос к тому, как естественное чувство человека решает вопрос поставленный законником.» (А.П. Лопухин «Толковая Библия»)

шура: ученик пишет: Мало ли что может быть, если ... Так Вы сами ставите вопрос, как это разбойник может быть ближним? Вот так: когда жизненная ситуация сталкивает Вас с ним и он в Вас нуждается. И притча о самарянине точно о том же. Человек нуждался - самарянин оказал любовь к нему, не зная кто он: разбойник или нет. Т.е. возлюби ближнего, это относись, как если сам будешь в такой ситуации. А ситуации и ближних, наверное, определяет Господь. И это отношение не противоречит разделению. Сказано о каких-то: "от таких удаляйся". Т.е. от вводящих в грех - удаляйся. Но неужели, если таковой сломает ногу, Вы считаете нужным пройти мимо? Неразберихи нет.

ученик: шура пишет: Так Вы сами ставите вопрос, как это разбойник может быть ближним? Рискую показаться несколько занудным, но должен заметить Вам, шура, что в этой теме я не поставил ни одного вопроса. Вопрос «Кто такой и что такое "ближний"?» поставлен в начале темы участником форума, пожелавшим назваться 'Идиотъ'ом. А я только объяснил моё понимание ответа на поставленный 'Идиотъ'ом вопрос. шура пишет: А ситуации и ближних, наверное, определяет Господь.  И это отношение не противоречит разделению ... Неразберихи нет. Ну вот и хорошо, что "неразберихи нет". Раз Вы тоже сохраняете разделение "ближний - не ближний" в понимании притчи про доброго самаритянина (о любви к ближнему), то я Вам, шура, не возражаю, и полностью согласен :)



полная версия страницы