Форум » Нравственное богословие и христианский образ жизни » Добродетель и счастье » Ответить

Добродетель и счастье

Anyky: Может быть когда нибудь поразмышляем над впечатлившей меня теоремой Спинозы: блаженство не есть награда за добродетель, но напротив, добродетель есть результат внутреннего блаженства (быть может не дословно, смысл передал).

Ответов - 5

Антиквар: Ануку пишет: Может быть когда нибудь поразмышляем над впечатлившей меня теоремой Спинозы: блаженство не есть награда за добродетель, но напротив, добродетель есть результат внутреннего блаженства (быть может не дословно, смысл передал). Думаю, что здесь нужно иметь в виду различие в понятии "блаженство" между "блаженством как спасением, вечного блаженства" и "блаженством как состоянием". Поэтому, согласен, что подлинная добродетель - это результат "блаженства как состояния". Так как в христианстве ценится только желанная добродетель (добродетель по любви), и, если добродетель желанна, а осуществление желанного это блаженство, то желанная добродетель относится "блаженству как состоянию". При этом стремление к подлинной добродетели есть условие для принятия Дара спасения. И, насколько я понимаю христианское учение, то спасение не может быть наградой за добродетель, так как слишком не равны добродетель человека и спасение, то есть добродетель - это лишь норма, а не заслуга. Но Дар спасения предлагается тем, кто кается (то есть принятие Дара спасения требует покаяния), то есть предлагается тем, кто признает эту норму и стремиться к ней.

Anyky: Мы перескочили на вопрос "спасения", не определив что это такое. Мой вопрос был более узкого плана - к блаженству как состоянию. Хотя, понимаю что оно невозможно в "узком плане", при угрозе отсутствия широко понимаемого "вечного блаженства". В этом смысле конечно переход оправдан. Но, так как в вечном Блаженстве мы никогда не можем быть убеждены окончательно, это зависит от веры в спасенность, то и блаженство как состояние становится невозможным. Отсюда следствие - добродетель невозможна при наличных условиях.

Антиквар: Anyky пишет: Но, так как в вечном Блаженстве мы никогда не можем быть убеждены окончательно, это зависит от веры в спасенность, то и блаженство как состояние становится невозможным. Отсюда следствие - добродетель невозможна при наличных условиях. Хотя мы и не можем быть убеждены окончательно (абсолютно), а лишь отчасти (относительно), но, на мой взгляд, блаженство как состояние веры – вполне возможно. От человека же не требуется абсолютной добродетели, которая соответствует вечному блаженству, и которая только у Бога, человеку предлагается относительная добродетель, относительно данных ему возможностей, что соответствует относительному блаженству как состоянию веры.


Anyky: Вот это "отчасти" является ложкой дегтя в любой бочке с медом. Ибо относительному всегда угрожает абсолютное.

Антиквар: Anyky пишет: Вот это "отчасти" является ложкой дегтя в любой бочке с медом. Ибо относительному всегда угрожает абсолютное. Это, конечно, так. Только куда же нам деться от этого, ведь эта наша данность. Мы тут можем только верить и надеяться.



полная версия страницы