Форум » Межрелигиозный диалог » Религия и нравственность » Ответить

Религия и нравственность

Anyky: ИССЛЕДОВАНИЕ: ДЕТИ ИЗ РЕЛИГИОЗНЫХ СЕМЕЙ БОЛЕЕ ЖЕСТОКИ, ЧЕМ ИХ СВЕРСТНИКИ-АТЕИСТЫ https://knife.media/religious-kids/ Приглашаю к обсуждению. Это ещё Толстым замечено, что "верующие" люди вовсе не добрей, не умней и не талантливей атеистов

Ответов - 10

Антиквар: Anyky пишет: ИССЛЕДОВАНИЕ: ДЕТИ ИЗ РЕЛИГИОЗНЫХ СЕМЕЙ БОЛЕЕ ЖЕСТОКИ, ЧЕМ ИХ СВЕРСТНИКИ-АТЕИСТЫ https://knife.media/religious-kids/ Приглашаю к обсуждению. Это ещё Толстым замечено, что "верующие" люди вовсе не добрей, не умней и не талантливей атеистов Насколько я понимаю, тут проблема в том, как определять понятия «верующий в Бога» и «атеист». Определять только по сознанию, или по сознанию и бессознательному? Дело в том, что доброта имеет сознательный смысл только при вере в Бога, поэтому, если сознательный атеист делает доброе, то очевидно, что это он делает под влиянием его религиозного бессознательного. И да, соглашусь, есть такое, что многие религиозные (по своему сознанию) люди по своему бессознательному – атеисты, и наоборот, многие атеисты (по своему сознанию) по своему бессознательному являются религиозными людьми. Дело в том, что, насколько я понимаю, чистых атеистов вообще не бывает, поскольку чистый атеизм для жизни невозможен, если из человека убрать все элементы религии, то от человека вообще ничего не останется. И понятно, что к религии тянет в первую очередь людей, у которых в бессознательном много атеизма, потому что они ощущают, что им плохо, что у них что-то не так. А когда в бессознательном много религии, когда все хорошо, то понижается бессознательная необходимость в религии, соответственно религия понимается как нечто якобы «лишнее» (как у Крылова, зачем нужны дубы, если желудей навалом). Поэтому те, у кого в бессознательном много религии, обычно склонны к атеизму. Отсюда и вопрос: если брать в расчет не только сознание, а и бессознательное, то кого тогда считать «атеистом» и кого считать «верующим в Бога»?

Anyky: Антиквар пишет: Спасибо. Этот ответ кажется очевидным. Но как же тяжело его объяснять "непосвященным" Дело в том, что, насколько я понимаю, чистых атеистов вообще не бывает, поскольку чистый атеизм для жизни невозможен, если из человека убрать все элементы религии, то от человека вообще ничего не останется. Стоит подумать над иллюстрациями этого тезиса. Он очень ценный и интересный. Хотелось бы тему развернуть, но это не срочно.

шура: По моему, все дело в воспитании. А какая цель закладывается в воспитание детей - другой вопрос. Детьми легко манипулировать и самим детям сложно что то противопоставить по ряду причин. Кроме, разумеется, врожденных качеств. Вот когда дети вырастают - можно делать сравнительные выводы. По этому постановка вопроса "исследователя" - некорректна.


Антиквар: шура пишет: По моему, все дело в воспитании. А какая цель закладывается в воспитание детей - другой вопрос. Детьми легко манипулировать и самим детям сложно что то противопоставить по ряду причин. Кроме, разумеется, врожденных качеств. Вот когда дети вырастают - можно делать сравнительные выводы. По этому постановка вопроса "исследователя" - некорректна. А, на мой взгляд, такая постановка вопроса вполне корректна, поскольку это вопрос не о сознательных целях воспитания, а о бессознательном воспитателей, которое часто не соответствует их сознательным целям.

шура: Две русские беды - дураки и дороги - компенсируются одним русским счастьем - водкой! Пьяным дуракам состояние дорог пофигу! Антиквар пишет: бессознательном воспитателей, которое часто не соответствует их сознательным целям Какая же "водка", простите, у этих воспитателей, что они дороги не различают? Различают прекрасно, просто воспитывают не из лучших побуждений, а из побуждений удобства. Иногда это удобство вынужденное, например, финансовая зависимость от церкви, что бывает нередко в многодетных или малообеспеченных семьях. Но в любом случае, это удобство манипулирования, а никакое не бессознательное. Дети - слишком легкий и поверхностный для различения умом (а не бессознательным), как Вы говорите, уровень. Как зарплата у учителей. Где дорожат зарплатой -там делают правильные выводы. А где нет - говорят, что их задача готовить детей к ЕГЭ на 45%. А на 65% - кто?

Антиквар: шура пишет: Две русские беды - дураки и дороги - компенсируются одним русским счастьем - водкой! Пьяным дуракам состояние дорог пофигу! Антиквар пишет: цитата: "бессознательном воспитателей, которое часто не соответствует их сознательным целям" Какая же "водка", простите, у этих воспитателей, что они дороги не различают? Различают прекрасно, просто воспитывают не из лучших побуждений, а из побуждений удобства. Иногда это удобство вынужденное, например, финансовая зависимость от церкви, что бывает нередко в многодетных или малообеспеченных семьях. Но в любом случае, это удобство манипулирования, а никакое не бессознательное. Дети - слишком легкий и поверхностный для различения умом (а не бессознательным), как Вы говорите, уровень. Как зарплата у учителей. Где дорожат зарплатой -там делают правильные выводы. А где нет - говорят, что их задача готовить детей к ЕГЭ на 45%. А на 65% - кто? То, о чем Вы пишете, тоже существует, но я о другом, более распространенном варианте, когда религиозные люди хотят (именно сознательно и искренно хотят) воспитывать в детях доброе, а у них получается злое. И дело в таком случае, вовсе не в водке и не в дурости, а в конфликте нашего бессознательного и сознания. Например, даже вне проблемы детей, часто получается, что хочет человек сделать доброе, а у него получается злое. О подобном внутреннем конфликте, насколько я понимаю, и апостол Павел пишет: "18. Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. 19. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю." (Послание к Римлянам 7:18,19) И еще: "25. Итак, тот же самый я умом моим служу закону Божию, а плотию — закону греха." (Послание к Римлянам 7:25)

шура: Антиквар пишет: "18. Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. 19. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю." (Послание к Римлянам 7:18,19) Значит различает, о чем и свидетельствует. Так же говорит, что это сложно - следовать путем добра вопреки "обстоятельствам"(бессознательному, желанию плоти и др.). Вот и воспитатели различают и такая возможность им предоставлена. Знаете ли: рождается больной ребенок. Одна мать берет и растит его, брошенная мужем, не имея возможности к заработку из-за заботы о ребенке, имеющая минимальную поддержку окружающих, вынужденная вызывать "Аргументы и факты", что бы хоть кто то ей помог. А другая - оставляет такое дитя в род доме. Все. Наверное какой-то процент бессознательного влияния здесь можно предположить - но только предположить. Работая в род. доме, пришлось познакомиться с молодой мамой - олигофренкой, которая забеременев, не имея мужа, дома, работы пришла на исповедь к православному священнику. Сообщать, что сделает аборт. Священник сказал: не надо, будете жить у меня. И взял ее к себе в дом. "Вот, теперь батюшка днем на службу, на требы - а мы с Севочкой по дому". Все решает - удобство. И в православных семьях очень часто дети добрые и знают Бога.

Антиквар: шура пишет: Антиквар пишет: цитата: "18. Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. 19. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю." (Послание к Римлянам 7:18,19) Значит различает, о чем и свидетельствует. Так же говорит, что это сложно - следовать путем добра вопреки "обстоятельствам"(бессознательному, желанию плоти и др.). Вот и воспитатели различают и такая возможность им предоставлена. Знаете ли: рождается больной ребенок. Одна мать берет и растит его, брошенная мужем, не имея возможности к заработку из-за заботы о ребенке, имеющая минимальную поддержку окружающих, вынужденная вызывать "Аргументы и факты", что бы хоть кто то ей помог. А другая - оставляет такое дитя в род доме. Все. Наверное какой-то процент бессознательного влияния здесь можно предположить - но только предположить. Работая в род. доме, пришлось познакомиться с молодой мамой - олигофренкой, которая забеременев, не имея мужа, дома, работы пришла на исповедь к православному священнику. Сообщать, что сделает аборт. Священник сказал: не надо, будете жить у меня. И взял ее к себе в дом. "Вот, теперь батюшка днем на службу, на требы - а мы с Севочкой по дому". Все решает - удобство. И в православных семьях очень часто дети добрые и знают Бога. Апостол Павел-то различает, говоря, насколько я понимаю, о том, что и в нем действует бессознательная сила чуждая его вере, а подавляющее большинство людей не различает, и потому путает в себе религиозные стремления и чуждые религии. Об этом и речь. И в протестантских, и в католических, и в православных, и в атеистических семьях бывают часто дети добрые. Речь-то идет об отрицательных примерах, а Вы приводите положительные. Например, Вы же сами тут приводили ситуации из церкви, когда там кого-то выгоняют-непринимают. От избытка добра что ли? При этом наверняка в этой же церкви есть и добрые люди. Но речь-то в теме о том, что часто атеисты бывают гуманнее религиозных людей. На мой взгляд, всякое добро от Бога, только религия в человеке бывает явное, а бывает скрытой от самого человека. То есть, насколько я понимаю, иногда (и даже часто) в с скрытом смысле атеист бывает религиознее религиозных людей, а религиозные люди бывают менее религиозны, чем атеисты. То есть, насколько я понимаю, речь в теме о том, что далеко не всегда, даже для самого человека, бывает явной его вера в Бога.

Anyky: Тема интересная и о ней можно ещё порассуждать. Вот известная сентенция, могущая послужить для обсуждения: На мой взгляд это очень опасное убеждение. Как мы когда-то обсуждали, это описание "Зверя" - человека, наделенного всеми достоинствами, в том числе высокой нравственностью, но при этом лишенного источника этих достоинств - идеи Бога. Если человек поступает нравственно, но при этом отрицает идею Бога (таковыми были наши революционеры 19-20 века), он вносит очень драматическую коллизию в мировоззрение. То есть показывает что можно быть "добрым" и без Бога. А это очень злополучное утверждение, с очень печальными последствиями. Человек пользуется плодами идеи Бога, но отрицает их причину.

Антиквар: Anyky пишет: Тема интересная и о ней можно ещё порассуждать. Вот известная сентенция, могущая послужить для обсуждения: На мой взгляд это очень опасное убеждение. Как мы когда-то обсуждали, это описание "Зверя" - человека, наделенного всеми достоинствами, в том числе высокой нравственностью, но при этом лишенного источника этих достоинств - идеи Бога. Если человек поступает нравственно, но при этом отрицает идею Бога (таковыми были наши революционеры 19-20 века), он вносит очень драматическую коллизию в мировоззрение. То есть показывает что можно быть "добрым" и без Бога. А это очень злополучное утверждение, с очень печальными последствиями. Человек пользуется плодами идеи Бога, но отрицает их причину. С одной стороны, да, всякое добро – от Бога, и атеист творя добро просто не понимает, что он находится под внушением религиозной культуры. Соответственно, утверждать, что добро якобы независимо от Бога – это, насколько я понимаю, один из ликов зверя. А, с другой стороны, насколько я понимаю, является также одним из ликов зверя и то, когда люди, на словах декларируя религию, творят зло, что также может разрушать у людей религиозную веру. Как сказано: «23. Хвалишься законом, а преступлением закона бесчестишь Бога? 24. Ибо ради вас, как написано, имя Божие хулится у язычников.» (Послание к Римлянам 2:23,24) И еще: «22. Многие скажут Мне в тот день: «Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?» 23. И тогда объявлю им: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие».» (Евангелие от Матфея 7:22,23)



полная версия страницы