Форум » Основания мировоззрений » 1.2 «Неизвестность» в смысловых основаниях мировоззрения » Ответить

1.2 «Неизвестность» в смысловых основаниях мировоззрения

ученик: 1.2 «Неизвестность» в смысловых основаниях мировоззрения Само собой разумеется, в смысловых основаниях разумно полагать смысл, а не бессмысленность, смысл - прежде всего. Тогда всё остальное, что ещё может составить смысловые основания мировоззрения, обязано подчиниться смыслу, то есть, принять смысловое выражение, а не бессмысленное. Не вызывает сомнения факт, что наше бытие и, в частности, мышление протекает в ситуации неизвестности: наше знание очень невелико по сравнению с незнанием, и всё наше знание носит предположительный, относительный характер. И вместе с этим, учёт неизвестности в основаниях мировоззрения тоже должен быть приведён в соответствие с приоритетом смысла. В смысловых основаниях мировоззрения должно быть место только для смысловой неизвестности. Бессмысленную неизвестность следует совершенно исключить из смысловых оснований мировоззрения. Бессмысленная неизвестность совершенно пуста и бесполезна в отношении положительного содержания (это очевидно). Отрицающий характер бессмысленной неизвестности так же бесполезен, поскольку бессмысленная неизвестность отрицает сам смысл - что радикально не соответствует выбору смысла против бессмыслицы в основаниях мировоззрения. Точнее сказать, бессмысленная неизвестность [потенциально] вредна для смысловых оснований мировоззрения, поскольку направлена на разрушение смысла. И это обстоятельство может быть использовано ложными учителями в их «злом делании». Бессмысленную неизвестность невозможно выразить никаким положительным содержанием, зато бессмысленную неизвестность можно практиковать как часть регулярного ритуала среди участников ограниченного сообщества. Повторяя на каждом собрании вслед за учителем мантру «мы ничего не знаем», сообщество отключает себе способность рационального и критического анализа информации и приучается слушать только учителя – что он скажет. А если кто-то проявит самостоятельность в мышлении, учитель напомнит ему мантру «мы ничего не знаем», и уста непослушного ученика будут заграждены – в назидание остальным адептам деструктивного культа. Смысловая неизвестность, в противоположность бессмысленной неизвестности, должна быть сформулирована, как нетрудно догадаться, в виде достаточно определённого вопроса (задачи, проблемы), а то и загадки. Всё перечисленное является смысловыми формами неизвестности. Восходящие к древневосточной философской традиции коаны – тоже выражение смысловой неизвестности. Даже парадокс может быть принят в качестве смысловой формулировки неизвестности (хотя и в достаточно радикальном виде). Все эти формы неизвестности являются смысловыми, поскольку заставляют думать, стимулируют разум к поиску ответа, решения. В этом и заключается главная роль разума в поиске рассудительного знания – находить решение (или отгадку) более или менее трудных задач (загадок). Итак, если в возражение на какое-либо рассуждение мы услышим фразу «мы же ничего не знаем, не можем знать», то эта сакраментальная фраза должна быть сочтена бессмысленной. В таком случае нам следует спросить возражающего, что именно он имеет в виду, произнося эту фразу - «мы ничего не знаем». Отрицает ли он совершенно смысловые основания мировоззрения или признаётся только в своей полной некомпетентности в обсуждаемом вопросе? Никакого иного содержания в этой фразе-мантре нет и быть не может. Если он имеет возразить нечто осмысленное, ему придётся найти более определённую формулировку своему возражению - сформулировать возражение, над которым можно думать. Над возражением «мы ничего не знаем» думать нельзя, его можно только повторять в качестве мантры вплоть до полного прекращения деятельности сознания в одиозном смысле глубокого наркоза. Неизвестность.pdf Дополнительно: 1.3 Проблематика неизвестного

Ответов - 0



полная версия страницы