Форум » Библейское богословие » о смирении » Ответить

о смирении

шура: "Итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение" ( Колоссянам 3). В Библейских текстах часто говорится о смирении. Чаще противопоставляя термины "смирение" - "гордыня". Но так же "не высокомудрствуйте, а последуйте смиренным". В жизни, общаясь с верующими, "смирение" употребляется синонимом "терпению". "Смирись": с обстоятельствами и пр. При поиске значения "смирения" в Библии - идет ссылка на книгу Юдифь. Где Юдифь призывает смириться перед Господом, т.е. не сдаваться врагам, а надеяться на Бога. После же сама идет и хитростью и обманом убивает военачальника. В мирской жизни такого термина вообще нет. Я - не допонимаю значения слова "смирение". Разъясните, кто понимает.

Ответов - 1

Антиквар: шура пишет: "Итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение" ( Колоссянам 3). В Библейских текстах часто говорится о смирении. Чаще противопоставляя термины "смирение" - "гордыня". Но так же "не высокомудрствуйте, а последуйте смиренным". В жизни, общаясь с верующими, "смирение" употребляется синонимом "терпению". "Смирись": с обстоятельствами и пр. При поиске значения "смирения" в Библии - идет ссылка на книгу Юдифь. Где Юдифь призывает смириться перед Господом, т.е. не сдаваться врагам, а надеяться на Бога. После же сама идет и хитростью и обманом убивает военачальника. В мирской жизни такого термина вообще нет. Я - не допонимаю значения слова "смирение". Разъясните, кто понимает. Насколько я понимаю, понятие "смирение" в Библии входит в состав учения Христа о духовной нищете: "3. Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное." (Евангелие от Матфея 5:3) И есть очень хороший, на мой взгляд, комментарий к этим словам Христа у Михаила Гершензона: "Но удивительно, как до сих пор не видят, что в заповедях блаженства, кроме выраженного положительного смысла, есть и невыраженный отрицательный смысл, столь же ясный. В них определены разнообразными признаками все те, которые войдут в Царство Небесное; но это разнообразие — только внешнее; если пристально всмотреться, становится ясным, что здесь перечислены частные проявления одного основного признака, т. е. различные типы одной категории людей. Эта категория полностью очерчена в первой же строке: «блаженны нищие духом». Есть люди, по природе или в силу опыта и размышления внутренно смиренные, т. е. не притязающие на знание мировых тайн. Это те, которые молятся: «верую, Господи, — помоги моему неверию» и «научи меня путям Твоим», т. е. знаю, что есть разумность в ходе мировых дел, но не постигаю ее, есть должное для меня, но тщетно ищу его; не те, которые не знают: эти еще не поднялись над животным уровнем, — но те, которые сознают, что не знают. Вот основной и объективный признак. Остальные определения рисуют либо субъективные следствия, либо внешние проявления этого основного признака. Кто подлинно нищ духом, тот страстно алчет правды, ибо трудно жить без ограниченного и устойчивого знания; тот плачет, ибо ему нечем утешиться в его земных страданиях; он кроток, милостив, миротворен вовне, ибо ему не из чего быть нетерпимым, — напротив, сам чувствуя себя беспомощным, он и ближних своих жалеет за их беспомощность; и он гоним за свою правду, которая есть не догматическая правда, а исповедание своей духовной нищеты — полного незнания правды. — Этой-то категории людей молча противопоставлена другая, противоположная ей в том основном ее признаке: люди, уверенные в своем, ошибочном, конечно, знании и надменные им. Какая нежная пощада к осужденным сквозит в этом умолчании о них! Но оно совершенно прозрачно. Сказано: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное». Значит, богатые духовно, те, у которых в сознании много незыблемых истин — догматической веры, нравственных принципов, гражданских убеждений, — не войдут в Царство Небесное. Сказано: «Блаженны плачущие, ибо они утешатся». Значит, те, кто здесь живет легко и весело, потому что прочно, там не найдут никаких приятностей; их жизнь будет безвкусна и скучна. «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю», — а гордые, полные самосознания, будут исключены из наследства. «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся», — а сытые правдою, все политики, общественные деятели, филантропы, профессора и директоры гимназий, уверенные в своей правде, там обречены на голодание, потому что здешние истины, такие сытные с виду и прекрасно сервированные, там окажутся бутафорскими яствами. «Блаженны милостивые, чистые сердцем, миротворцы, гонимые за правду», — но не узрят Бога, не наследуют Небесного Царства, не будут помилованы те, кто здесь практикует строгую справедливость, кто тихомолком вожделеет, кто не мешается в людские дрязги, кто за правду свою вкушает почет и благосостояние. И если под Царством Небесным разуметь — как и должно, по-моему, — тот вовеки недостижимый, но подлинно сущий предел совершенства, к которому сквозь грехи и заблуждения неотвратимо идет человечество, то заповеди говорят нам: сытые духом, самодовольные, благополучные здесь — пустоцветы; в них нет никакого прока для человечества, они живут бесполезно; то великое дело делают своими падениями, своей тоской и своим стыдом — эти, потому что в них нет покоя, который убивает дух." (Михаил Гершензон "Нагорная проповедь")



полная версия страницы