Форум » Библейское богословие » Мудрость свыше и мудрость человеческая в Библии. » Ответить

Мудрость свыше и мудрость человеческая в Библии.

Антиквар: Насколько я понимаю, по вопросу мудрости свыше и человеческой мудрости в церквях присутствуют обычно две взаимоисключающих позиции: одна позиция - интеллектуальная, другая – антиинтеллектуальная. И, разумеется, есть смешанные позиции, с тем или иным соотношением интеллектуализма и антиинтеллектуализма. Вот в данной теме и хотелось бы рассмотреть и обсудить эти различные понимания учения Библии по данному вопросу. Приведу, например, известную антиинтеллектуальную позицию, как о ней пишет историк В. О. Ключевский: «Смутно помня, что корни мирской науки кроются в языческой греко–римской стране, у нас брезгливо помышляли, что эта наука все еще питается нечистыми соками такой дурной почвы. Поэтому гадливое и боязливое чувство овладевало древнерусским человеком при мысли о риторской в философской эллинской мудрости: все это дело грешного ума, предоставленного самому себе. В одном древнерусском поучении читаем: «Богомерзостен пред Богом всякий, кто любит геометрию; а се душевные грехи— учиться астрономии и эллинским книгам; по своему разуму верующий легко впадает в различные заблуждения; люби простоту больше мудрости, не изыскуй того, что выше тебя, не испытуй того, что глубже тебя, а какое дано тебе от Бога готовое учение, то и держи». В школьных прописях помещалось наставление: «Братия, не высокоумствуйте! Если спросят тебя, знаешь ли философию, отвечай: еллинских борзостей не текох, риторских астрономов не читах, с мудрыми философами не бывах, философию ниже очима видех; учуся книгам благодатного закона, как бы можно было мою грешную душу очистить от грехов». Такой взгляд питал самоуверенность незнания…» (В.О. Ключевский «Курс русской истории») То есть, проще говоря, тут говорится, что все человеческие мудрования – это лишь бесовский соблазн, потому надо не мудровать, а надо стремиться не грешить. Разумеется, это относится не только к тому месту и времени, о котором пишет Ключевский, такая позиция и сейчас широко присутствует в различных церквях. Насколько я понимаю, в Библии вопрос о мудрости и разуме (интеллектуализме)) поднимается прямо и неоднократно, Например, Соломон пишет: «2. так что ухо твое сделаешь внимательным к мудрости и наклонишь сердце твое к размышлению; 3. если будешь призывать знание и взывать к разуму; 4. если будешь искать его, как серебра, и отыскивать его, как сокровище, 5. то уразумеешь страх Господень и найдешь познание о Боге. 6. Ибо Господь дает мудрость; из уст Его — знание и разум; 7. Он сохраняет для праведных спасение; Он — щит для ходящих непорочно; 8. Он охраняет пути правды и оберегает стезю святых Своих. 9. Тогда ты уразумеешь правду и правосудие и прямоту, всякую добрую стезю. 10. Когда мудрость войдет в сердце твое, и знание будет приятно душе твоей, 11. тогда рассудительность будет оберегать тебя, разум будет охранять тебя, 12. дабы спасти тебя от пути злого, от человека, говорящего ложь, 13. от тех, которые оставляют стези прямые, чтобы ходить путями тьмы…»» (Притчи 2:2-13) Ведь, явно же, что необразованного человека легче обмануть, легче ввести в заблуждение, поэтому, можно задать вопрос: Кому выгодно, чтобы христиане были необразованны, чтобы их было легче обманывать? – Разумеется, выгодно, прежде всего, бесам и сатане, потому что, как сказано в Библии, сатана – отец лжи. Так что, насколько я понимаю, сторонники антиинтеллектуальной позиции своими словами об отрицании образования, философии, мудрости, разума - вольно или невольно, осознанно или неосознанно, но – служат бесам по данному вопросу. И, к сожалению, это служение бесам путем отрицания образования, философии, богословия, и вообще размышлений для христиан, очень распространено во всех церквях. А Библия, насколько я понимаю, другому учит: «12. Я, премудрость, обитаю с разумом и ищу рассудительного знания. 13. Страх Господень — ненавидеть зло; гордость и высокомерие и злой путь и коварные уста я ненавижу. 14. У меня совет и правда; я разум, у меня сила. 15. Мною цари царствуют и повелители узаконяют правду; 16. мною начальствуют начальники и вельможи и все судьи земли. 17. Любящих меня я люблю, и ищущие меня найдут меня; 18. богатство и слава у меня, сокровище непогибающее и правда; 19. плоды мои лучше золота, и золота самого чистого, и пользы от меня больше, нежели от отборного серебра. 20. Я хожу по пути правды, по стезям правосудия, 21. чтобы доставить любящим меня существенное благо, и сокровищницы их я наполняю. 22. Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони; 23. от века я помазана, от начала, прежде бытия земли. 24. Я родилась, когда еще не существовали бездны, когда еще не было источников, обильных водою. 25. Я родилась прежде, нежели водружены были горы, прежде холмов, 26. когда еще Он не сотворил ни земли, ни полей, ни начальных пылинок вселенной. 27. Когда Он уготовлял небеса, я была там. Когда Он проводил круговую черту по лицу бездны, 28. когда утверждал вверху облака, когда укреплял источники бездны, 29. когда давал морю устав, чтобы воды не переступали пределов его, когда полагал основания земли: 30. тогда я была при Нем художницею, и была радостью всякий день, веселясь пред лицем Его во все время, 31. веселясь на земном кругу Его, и радость моя была с сынами человеческими. 32. Итак, дети, послушайте меня; и блаженны те, которые хранят пути мои! 33. Послушайте наставления и будьте мудры, и не отступайте от него. 34. Блажен человек, который слушает меня, бодрствуя каждый день у ворот моих и стоя на страже у дверей моих! 35. потому что, кто нашел меня, тот нашел жизнь, и получит благодать от Господа; 36. а согрешающий против меня наносит вред душе своей: все ненавидящие меня любят смерть». (Притчи 8:12-36) Насколько я понимаю, библейские тексты, часто в церквях настолько превратно толкуют, что получаются явные несуразицы. Например, что такое «человеческая мудрость», и что такое «мудрость свыше»? – Многие в церквях, отвечая на этот вопрос, называют любое человеческое рассуждение – якобы «человеческой мудростью». Но не думают о том, что тогда же получается несуразица, просто анекдот, так как тогда получается, что у пророков и апостолов в Библии - тоже «человеческая мудрость», так как пророк или апостол – это тоже человек, соответственно, если пророк или апостол рассуждает в Библии – это тоже «человеческие рассуждения». Стало быть, если не хотим такого анекдота, что исходя из веры в Библию признаем ее «человеческой мудростью», то нельзя понимать любое человеческое рассуждение «человеческой мудростью». То есть, по Библии, мы должны признать, что есть человеческие рассуждения, которые являются «мудростью свыше», и есть человеческие рассуждения, которые являются «человеческой мудростью». И вопрос: как их различать? На мой взгляд, «человеческую мудрость» и «мудрость свыше» - надо различать по тому, куда она ведет (к Богу или куда-то еще), а вовсе не по тому, кто рассуждает (человек или не человек), иначе пришлось бы признать, при такой трактовке Библии, что Библия сама себя называет «человеческой мудростью», а это было бы явной несуразицей. Так же часто в церквях толкуют известное место из Посланий апостола Павла как якобы «отрицающее» философию вообще: «8. Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу…» (Послание к Колоссянам 2:8) При этом не обращают внимание, что тут идет речь не о философии вообще, а о конкретном виде философии – «пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира,по преданию человеческому, по стихиям мира», что, насколько я понимаю, противопоставляется другой философии - "по Христу". То есть, насколько я понимаю, все дело, опять-таки, в том, куда направлена та или иная философия – на что-то земное или на Бога.

Ответов - 7

шура: Спасибо за то что разъясняете эту тему. Кто же или что же остается причиной "интеллектуальной" и "антиинтеллектуальной" концепций, да еще и в церквях? Казалось бы, Церковь создавалась для возможности пути в Царствие Божие. Апостолы были посланы для цели распространения Евангелия и создания Церкви. Почему же в этот христианский период цивилизация забывает (намеренно) о необходимости искания мудрости, слагает персональную ответственность за свой путь к ногам разных "прелатов", при этом церкви абсолютно разъединяются, не имея, по-моему, сильных различий друг от друга. На основании правоты каждой из них. При этом возникает вопрос, как возможно договариваться руководителям, определяющим идеологию церкви? По-моему, в отсутствии всяких видов споров - т.е. большинством голосов. 4 но во всем являем себя, как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах, 5 под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах, 6 в чистоте, в благоразумии, в великодушии, в благости, в Духе Святом, в нелицемерной любви, 7 в слове истины, в силе Божией, с оружием правды в правой и левой руке, 8 в чести и бесчестии, при порицаниях и похвалах: нас почитают обманщиками, но мы верны; 9 мы неизвестны, но нас узнают; нас почитают умершими, но вот, мы живы; нас наказывают, но мы не умираем; 10 нас огорчают, а мы всегда радуемся; мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем. 11 Уста наши отверсты к вам, Коринфяне, сердце наше расширено. 12 Вам не тесно в нас; но в сердцах ваших тесно. 13 В равное возмездие, — говорю, как детям, — распространитесь и вы. 14 Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? 15 Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? 16 Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом. 17 И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас. 18 И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель. Второе послание к Коринфянам - Глава 6 / 13 И слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы, 5 чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией. 6 Мудрость же мы проповедуем между совершенными, но мудрость не века сего и не властей века сего преходящих, 7 но проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей, 8 которой никто из властей века сего не познал; ибо если бы познали, то не распяли бы Господа славы. 9 Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его. 10 А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии. 11 Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия. 12 Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога, 13 что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святаго, соображая духовное с духовным. И еще: ибо Царство Божие не в слове, а в силе. 21 Чего вы хотите? с жезлом придти к вам, или с любовью и духом кротости? Понятно, что это все выдержки. Но как раз на искании мудрости, личной ответственности за свой путь, терпимости к другому миропониманию, Новом Завете как-то совсем не акцентируется. А даже возникают постоянные "недоразумения". Люди не считают нужным получать даже гражданское образование, потому что Христос проповедовал рыбакам. А они стали апостолами. А мы будем миссионерами - а деньги на деятельность и жизнь с неба свалятся. Этим летом, уезжая на время, сестры одной церкви оставили на воскресное служение мне своих детей. Но не в их церкви, а у меня дома. Потому что меня, как не члена церкви, оставлять там было нельзя. И так далее. У буддистов - я понимаю, эти вопросы поставлены совершенно по-другому. После приезжают наши миссионеры из Китая и возмущаются: что бы мы им не говорили о неправильности китайского религиозного пути - они только улыбаются и отвечают: ты можешь думать так. Все, что Вы, Антиквар, пишете о мудрости в Библии - из Ветхого завета. И это учение не научило доверять прежде всего Богу, а не человеку.

Anyky: Антиквар пишет: Разумеется, это относится не только к тому месту и времени, о котором пишет Ключевский, такая позиция и сейчас широко присутствует в различных церквях. Не вернее ли будет сказать что церквей интеллектуальной направленности и вовсе не существует? Я это ощущаю как тотальную оккупацию планеты, так что и глянуть некуда. И, честно говоря, меня это вгоняет в депрессию. И ещё. Учитывая такую тотальную войну против интеллекта, практически полное запрещение рационального подхода к Библии, агрессивное отношение к самой потребности в понимании, ---- есть подозрение что именно в нем то и состоят "врата в Царствие Небесное". В неком ключе понимания, разумения, которое у нас кто-то забрал и не намерен отдавать. О чем же это понимание? Что нужно постичь?

шура: Anyky пишет: Я это ощущаю как тотальную оккупацию планеты, так что и глянуть некуда. И, честно говоря, меня это вгоняет в депрессию. Ну, точно. Депрессия, наверное, не выход. Нужно делать какие-то правильные выводы. Например, как Вы: создание церкви для интеллигенции. Кстати, удачно? Поди, тоже полно вопросов.


Антиквар: шура пишет: Спасибо за то что разъясняете эту тему. Пожалуйста. И я Вас благодарю, что поддерживаете тему. шура пишет: Кто же или что же остается причиной "интеллектуальной" и "антиинтеллектуальной" концепций, да еще и в церквях? Насколько я понимаю, в основе этого древний спор о соотношении разума и откровения. шура пишет: Казалось бы, Церковь создавалась для возможности пути в Царствие Божие. Апостолы были посланы для цели распространения Евангелия и создания Церкви. Думаю, что Вы превышаете возможности апостолов, потому что апостолы не могли ни распространять Евангелие, ни создавать церквей. Насколько я понимаю, апостолы могли только участвовать в распространении Евангелия и в создании церквей, потому что, насколько я понимаю, распространяет Евангелие и создает церкви - Бог. Кроме того, насколько я понимаю, в процессе распространения Евангелия и создания церквей, стремятся еще участвовать другие силы, которые с успехом наносят существенный вред распространению Евангелия и созданию церквей. шура пишет: Почему же в этот христианский период цивилизация забывает (намеренно) о необходимости искания мудрости, слагает персональную ответственность за свой путь к ногам разных "прелатов", при этом церкви абсолютно разъединяются, не имея, по-моему, сильных различий друг от друга. На основании правоты каждой из них. При этом возникает вопрос, как возможно договариваться руководителям, определяющим идеологию церкви? По-моему, в отсутствии всяких видов споров - т.е. большинством голосов. Изначально церкви были ареной борьбы разных земных и разных потусторонних сил, например, прочитайте 2 и 3 главы Откровения Иоанна в Новом Завете, где Дух говорит церквям. И читая эти главы, думаю о том, что главное – не в том, чтобы просто числиться в той или иной из земных церквей, а главное в том, чтобы в делах и мыслях стремиться быть угодным Богу, хоть в церквях, хоть не в церквях. шура пишет: Но как раз на искании мудрости, личной ответственности за свой путь, терпимости к другому миропониманию, Новом Завете как-то совсем не акцентируется. А даже возникают постоянные "недоразумения". Да как же не акцентируется-то? «16. Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби.» (Евангелие от Матфея 10:16) «20. Братия! не будьте дети умом: на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни.» (Первое послание к Коринфянам 14:20) Это разве не акценты на искании мудрости? «12. Итак каждый из нас за себя даст отчет Богу.» (Послание к Римлянам 14:12) Это разве не акцент на личной ответственности за свой путь? «4. Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его. 5. Иной отличает день от дня, а другой судит о всяком дне равно. Всякий поступай по удостоверению своего ума. 6. Кто различает дни, для Господа различает; и кто не различает дней, для Господа не различает. Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога; и кто не ест, для Господа не ест, и благодарит Бога. 7. Ибо никто из нас не живет для себя, и никто не умирает для себя; 8. а живем ли — для Господа живем; умираем ли — для Господа умираем: и потому, живем ли или умираем, — всегда Господни. 9. Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми. 10. А ты что осуждаешь брата твоего? Или и ты, что унижаешь брата твоего? Все мы предстанем на суд Христов. 11. Ибо написано: живу Я, говорит Господь, предо Мною преклонится всякое колено, и всякий язык будет исповедывать Бога.» (Послание к Римлянам 14:4-11) Это разве не акцент на терпимости к другому миропониманию? шура пишет: А даже возникают постоянные "недоразумения". Люди не считают нужным получать даже гражданское образование, потому что Христос проповедовал рыбакам. А они стали апостолами. А мы будем миссионерами - а деньги на деятельность и жизнь с неба свалятся. Это, знаете ли, мне напоминает анекдот про начинающего поэта, который жалуется, что он старательно все делает как классики: пьянствует как Блок, гуляет с дамами, как Есенин, только вот стихов, как у Блока и Есенина, почему-то писать у него не получается. Так и тут, мы, мол, ходим на рыбалку, как апостолы, осталось только одна «мелочь» - писать такие же Послания, с такой же глубиной мысли, махнувшей через тысячелетия, как писали рыбачившие апостолы. Тут ведь, само собой, все «дело в рыбалке». Разве это не анекдот? шура пишет: Этим летом, уезжая на время, сестры одной церкви оставили на воскресное служение мне своих детей. Но не в их церкви, а у меня дома. Потому что меня, как не члена церкви, оставлять там было нельзя. И так далее. Понятно, это, на мой взгляд, типичный пример церковной бюрократии, раз Вы не прошли бюрократической процедуры зачисления в церковь и не записаны в церковной документации как «член церкви», то Вы якобы не член церкви. Добавлю, что Христос у них тоже бюрократических процедур не проходил и заявления о вступлении в их церковь не писал, и т.д. И вот что они будут делать, если Христос за их склонность к земной бюрократии, следующей из забвения главного: небесного и духовного, не зачислит их в Небесную Церковь? Кому и для чего нужны их земные бумажно-церковные «зачисления-отчисления» без зачисления Христа? шура пишет: У буддистов - я понимаю, эти вопросы поставлены совершенно по-другому. После приезжают наши миссионеры из Китая и возмущаются: что бы мы им не говорили о неправильности китайского религиозного пути - они только улыбаются и отвечают: ты можешь думать так. Да, миссионеры иногда выглядят анекдотично со своей аргументацией для культуры, с которой они даже не удосужились сколь-нибудь серьезно познакомиться. Например, бывает такая проповедь – ходят по улицам два иностранных "молодца, одинаковых с лица", и изрекают набор заученных штампов. Нисколько даже не заботясь о понимании мировоззрения и культуры тех, кому они говорят. Кстати, это тоже одно из проявлений антиинтеллектуализма. шура пишет: Все, что Вы, Антиквар, пишете о мудрости в Библии - из Ветхого завета. И это учение не научило доверять прежде всего Богу, а не человеку. Кого не научило? Пророков не научило? Давида не научило? А Новый Завет кого научил? Может массы чудо-пасторов и чудо-прихожан из чудо-церквей, которыми изобилует история христианства? Если заглянуть в историю «наученного» христианства, то чего только «наученные» не вытворяли, одна «святейшая» инквизиция чего стоит, а и помимо нее разнообразного «добра» от «наученных» хватало и хватает. Так что, думаю, что "не научило" - не критерий для учения Библии, поскольку процесс научения состоит не только из учения, а и из воли тех, кто его изучает. А эта воля далеко не всегда в нужной мере направлена на Бога, как того требует научение Библии.

Антиквар: Anyky пишет: Не вернее ли будет сказать что церквей интеллектуальной направленности и вовсе не существует? Я это ощущаю как тотальную оккупацию планеты, так что и глянуть некуда. И, честно говоря, меня это вгоняет в депрессию. И ещё. Учитывая такую тотальную войну против интеллекта, практически полное запрещение рационального подхода к Библии, агрессивное отношение к самой потребности в понимании, ---- есть подозрение что именно в нем то и состоят "врата в Царствие Небесное". В неком ключе понимания, разумения, которое у нас кто-то забрал и не намерен отдавать. О чем же это понимание? Что нужно постичь? Насколько я понимаю, интеллектуальных церквей и не должно быть, а должна бы быть более высокая степень интеллектуализма в церквях. И вот явный недостаток интеллектуализма в церквях – это, действительно, большая проблема христианских церквей – тут Вы правы. На мой взгляд, Вы также правы в том, что «ключи забрали», как о том и сказано в Евангелии: «52. Горе вам, законникам, что вы взяли ключ разумения: сами не вошли, и входящим воспрепятствовали.» (Евангелие от Луки 11:52) И, на мой взгляд, Вы также отчасти правы в том, что и «узкие врата» отчасти связаны с и интеллектуализмом, но, разумеется, не только с этим, а главное в искании Бога. Но интеллектуализм играет значимую роль в искании Бога. "13. Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; 14. потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их." (Евангелие от Матфея 7:13,14) Эти слова о "тесных вратах" Христос говорит в Нагорной проповеди, которая начинается словами: «3. Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.» (Евангелие от Матфея 5:3) Написано, не "богатые духом", а "нищие духом", и, насколько я понимаю, нищета духовная - это основа искания Бога. Зачем искать тому, кто считает себя "богатым духовно"? - Таковые уже считают себя "богатыми духовно". А вот нищие духом ищут Бога. И, насколько я понимаю, понимание, которое нужно постичь (и ключи к которому забрали) – это понимание того, что нельзя прекращать искание Бога. Насколько я понимаю, большинство людей предпочитают иллюзию «найденного» Бога (как только «нашли» – тут же сразу и оказались запертыми кем-то на ключ в каком-то из человеческих разумений). А потому, насколько я понимаю, главное в вере – не прекращать искать Бога.

шура: Антиквар пишет: Да как же не акцентируется-то?... Ну, да. Устыдили. Это я под впечатлением каких-то мыслей, наверное...))) Опять же, полезно - сколько Вы на одну тему сразу написали - буду иметь ввиду.

Антиквар: По поводу моих слов: «Да как же не акцентируется-то?! шура пишет: Ну, да. Устыдили. Это я под впечатлением каких-то мыслей, наверное...))) Опять же, полезно - сколько Вы на одну тему сразу написали - буду иметь ввиду. На мой взгляд, тут вопрос в том, где акцентируется и где не акцентируется? - В Библии-то акцентируется, а вот в церквях, декларирующих следование Библии – действительно, не акцентируется. И это тема, на мой взгляд, очень объемная и во многом непонятная, почему люди искренно, подчеркиваю, искренно (притворяющиеся тут не интересны) стремящиеся следовать учению Библии, следуют чему-то совсем другому, полагая при этом, что они следуют Библии? – Причем и непониманием этот феномен не объяснить, потому что не только тому, что сложно для понимания, не следуют, а и тому, явно для понимания, где явно есть возможность понимания – и тому не следуют, и при этом искренно убеждены в том, что «следуют». И наблюдая такие феномены у других людей, невольно думаешь: А кто его знает, может и я также? - И предполагаю, что, скорее всего, и я также не замечаю у себя под носом явного. Интересный феномен, который, на мой взгляд, связан с работой бессознательной «цензуры», как ее именовал Фрейд. Но, что с этим делать? - Предполагаю, что тут нужно развивать в себе склонность к запредельности в мышлении, и, насколько я понимаю, это присутствие запредельного в мышлении следует, прежде всего из развития веры в Бога. То есть, мы открываем свое мышление для восприятия (хотя бы явного нам) тем, что развиваем в себе веру в Бога.



полная версия страницы