Форум » Библейское богословие » Религиозный пост » Ответить

Религиозный пост

шура: Что такое религиозный пост? Комментарии на эту тему в Инете преимущественно со стороны Православной церкви. Ито с описательной позиции. В Библии пост практически не комментируется, а преподносится как данность, как, извините, руки помыть. Если и комментируется, то каков пост угоден Богу. Откуда пост произошел, в каком виде он должен проводиться, какой по длительности и т.д.? То,что чаще всего рассматривают как пост: 40дневное голодание Христа и Моисея это пост? Про Христа сказано, что под конец этих дней взалкал. Т.е. до этого и есть не хотел, быть может не мог. И Моисей, когда приближался к Богу вряд ли мог думать о пище. С др. стороны обычный человек не в состоянии пребывать в пустыне или топать на гору и при этом не пить не есть 40дней. Т.е. это был пост, сознательное ограничение себя в пище, или это нельзя рассматривать как пост и, соответственно, пример поста?

Ответов - 23, стр: 1 2 All

Антиквар: шура пишет: Что такое религиозный пост? Комментарии на эту тему в Инете преимущественно со стороны Православной церкви. Ито с описательной позиции. В Библии пост практически не комментируется, а преподносится как данность, как, извините, руки помыть. Если и комментируется, то каков пост угоден Богу. Откуда пост произошел, в каком виде он должен проводиться, какой по длительности и т.д.? То,что чаще всего рассматривают как пост: 40дневное голодание Христа и Моисея это пост? Про Христа сказано, что под конец этих дней взалкал. Т.е. до этого и есть не хотел, быть может не мог. И Моисей, когда приближался к Богу вряд ли мог думать о пище. С др. стороны обычный человек не в состоянии пребывать в пустыне или топать на гору и при этом не пить не есть 40дней. Т.е. это был пост, сознательное ограничение себя в пище, или это нельзя рассматривать как пост и, соответственно, пример поста? Вот, что означают слова «пост» на языке оригинала Библии, то есть на древнееврейском ВЗ и древнегреческом НЗ: Номера слов «пост» по нумерации Стронга и переводы их: В ВЗ пост - 6685 «6684 «цум» - гл.; исх.; прикрывать рот ]тощать], т.е. поститься (…) 6685 «цом» - сущ. м.р.; от 6684; пост» («Еврейско-русский и греческо-русский словарь-указатель на канонические книги Священного Писания» на основе словарей Джозефа Стронга) В НЗ пост, постившись – 3522 «3522 «нэстэуо» – гл. от 3523; воздерживаться от пищи (религ.) (,,,) 3523 «нэстис» – сущ ж р от отриц частицы "не" и 2068; не питающийся, т.е. воздерживающийся от пищи по религиозным соображениям» («Еврейско-русский и греческо-русский словарь-указатель на канонические книги Священного Писания» на основе словарей Джозефа Стронга) Вот, что говориться о посте в католическом словаре библейского богословия: «ПОСТ П. заключается в воздержании от всякой пищи и пития, иногда и от половых сношений в течение одного или даже нескольких дней, от одного захода солнца до другого. В нашу эпоху на Западе многие люди, даже верующие, недостаточно оценивают значение П. Хотя они и одобряют умеренность в питье и еде, П. кажется им опасным для здоровья, а духовной пользы от него они не видят. Однако история религий показывает, что такое отношение имеет место далеко не везде и не всегда: П. играет в религиозных обрядах очень важную роль: как средство аскетической практики, очищения, усиления просительной молитвы, как выражение траура. Напр., в Исламе именно в П. выражается преклонение перед трансцендентностью Бога. Учение Библии, на к-ром в этом вопросе основывается отношение Церкви к П., сходится в этом вопросе со всеми др. религиями. Оно уточняет смысл П. и упорядочивает его применение; согласно Библии П., наряду с молитвой и милостыней, есть одно из важнейших действий, выражающих перед Богом смирение, надежду и любовь ч-ка. 1. Смысл поста. - Ч-к состоит из души и тела, поэтому религия не может быть узко спиритуалистической: чтобы осуществить свое назначение, душа нуждается в содействии тела. П., сопровождаемый усиленной молитвой, выражает смирение перед Богом: поститься (Лев 16. 31) - значит "смирять душу" свою (16. 29). Следовательно, П. - не аскетический подвиг: он не имеет целью вызвать какое-либо состояние психической или религиозной экзальтации. Такого рода применение П. наблюдается в различных религиях. В библ. же контексте, когда ч-к, считающий пищу даром Божиим (Втор 8. 3), тем не менее воздерживается целый день от еды (Суд 20. 26; 2Цар 12. 16 сл; Ион 3. 7), такое лишение есть определенное религиозное действие, смысл к-рого должен быть правильно понят; то же относится и к воздержанию от супружеских сношений (Иоил 2. 16). Перед тем как приступить к выполнению трудной задачи (Суд 20. 26; Есф 4. 16), или же, чтобы испросить прощение своей вины (3Цар 21. 27) или исцеление (2Цар 12. 16, 22), оплакать погребение (1Цар 31. 13; 2Цар 1. 12), вдовство (Иф 8. 5; Лк 2. 37) или всенародное несчастье (1Цар 7. 6; 2Цар 1. 12; Вар 1. 5; Зах 8. 19), вымолить прекращение какого-либо бедствия (Иоил 2. 12-17; Иф 4. 9-13), открыть себя Божественному свету (Дан 10. 12), испросить благодать, необходимую для выполнения определенной миссии (Деян 13. 2), приготовиться к встрече с Богом (Исх 34. 28; Дан 9. 3) - обращаются к Господу (Дан 9. 3; Езд 8. 21) с признанием своей зависимости и выражением полного отдания себя. Поводы и побуждения могут быть различны. Но во всех случаях надлежит утвердиться с верою в состоянии смирения, чтобы принять в свою душу действие Божие и пребывать в Его присутствии. В этом заключается глубокий смысл сорокадневного воздержания от пищи у Моисея (Исх 34. 28) и Илии (3Цар 19. 8). Сорокадневный же П. Иисуса в пустыне как бы повторяет эти два примера; но сущность Его поста не в том, чтобы открыться Духу Божию, ибо Он уже "исполнен Духа Святого" (Лк 4. 1), но Дух побуждает его к П., дабы Он начал Свою мессианскую миссию этим действием отдания Себя с полным доверием Отцу Своему (Мф 4. 1-4). 2. Соблюдение поста. - В иудейском культе "великий пост" соблюдается в день Очищения (ср Деян 27. 9), что было одним из условий принадлежности к народу Божию (Лев 23. 29). Были и другие общие для всех П. в годовщины всенародных несчастий. Кроме того, благочестивые Иудеи постились по побуждению личного благочестия (Лк 2. 37), как, напр., ученики Иоанна Крестителя и фарисеи (Мк 2. 18); нек-рые из них постились два раза в неделю (Лк 18. 12). Этим стремились выполнить одно из необходимых условий достижения праведности по образцу, определенному Законом и пророками. Иисус не предписывает такого П. Своим ученикам (Мк 2. 18) не из пренебрежения к этому обычаю или намерения его упразднить, напротив, Он пришел ее исполнить; именно поэтому Он запрещает проявлять ее напоказ; в нек-рых же случаях Он даже призывает ее превзойти (Мф 5. 17, 20; 6. 1). Иисус больше настаивает на отрешении от богатств (19. 21), от половой жизни (19. 12) и особенно на отвержении самого себя, чтобы нести свой крест (10. 38, 39). Соблюдение П. сопряжено с нек-рыми опасностями: опасностью формализма, к-рый уже обличали пророки (Ам 5. 21; Иер 14. 12); опасностью гордыни и тщеславия, если постятся, чтобы "показаться людям постящимися" (Мф 6. 16). Подлинный П., дабы быть угодным Богу, должен сочетаться с любовью к ближним и заключать в себе искание подлинной праведности (Ис 58. 2-11); он неотделим от милостыни и от молитвы: поститься надо из любви к Богу (Зах 7. 5). Поэтому Иисус и призывает поститься, не привлекая внимания посторонних: П. к-рый видит только Бог, является самым подлинным выражением надежды на Него, П. смиренным, раскрывающим сердце внутренней правде, к-рая есть дело Отца, видящего и действующего втайне (Мф6. 17 сл). Апостольская Церковь сохранила в отношении П. иудейские обычаи, но исполняемые в духе, определенном Иисусом. Кн. Деян. упоминает о совершении богослужений, в состав к-рых входят П. и молитва (13. 2 слл; 14. 23). В течение всей своей столь изнурительной апостольской деятельности Павел терпит голод и жажду не только, когда они вызваны обстоятельствами; он неоднократно сам налагает на себя П. (2Кор 6. 5; 11. 27). Церковь осталась верной этому древнему обычаю: П. для нее средство приведения верных в состояние полного раскаяния души, к приятию благодати Господа в ожидании Его возвращения. Хотя первым пришествием Иисуса исполнилось ожидание Израиля, время, следующее за Его воскресением, не является еще временем полной радости, когда дела покаяния уже не нужны. Защищая от фарисеев Своих не постившихся учеников, Иисус Сам сказал: "Могут ли сыны чертога брачного поститься в то время, когда с ними Жених?... Придут же дни, когда взят будет от них Жених; и тогда будут поститься, в те дни" (Мк 2. 19). Следовательно, подлинный П. - П. веры, лишение возможности лицезреть Возлюбленного и Его постоянное искание. В ожидании возвращения Жениха покаянный П. имеет свое место в принятых Церковью обычаях.» («Словарь библейского богословия». Под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана.) А вот, что говориться о посте в протестантском словаре библейского богословия: «ПОСТ, ВОЗДЕРЖАНИЕ ОТ ПИЩИ (FAST, FASTING) Воздержание от еды и/или от питья как составная часть личного или общественного религиозного служения. В Торе нигде нет указаний поститься, и, фактически, пост вообще не упоминается до времен Книги Судей (ср. Суд. 20:26). Однако тот факт, что Иисус и Его ученики личным примером (Мф. 4:2; Деян. 13:2-3) одобрили эту практику, служит достаточным обоснованием для нее в библейские времена, да и в нынешние тоже. Еврейский глагол цум — единственный, используемый для обозначения поста как религиозного акта. Он (и родственное ему существительное цом) в прямом смысле означает «воздерживаться от пищи» и в этом значении регулярно употребляется как «технический» религиозный термин. Греческий глагол нэстэуо и соответствующее существительное нэстэиа постоянно встречаются в Септуагинте в качестве перевода еврейских слов цум и цом, а в Новом Завете — в качестве обычного термина для обозначения поста. В IX столетии до Р.Х. пост был институционализирован и формализирован до такой степени, что дни или другие периоды поста назначались как прелюдия для публичных богослужений. Обычно применительно к такого рода действам говорилось «объявить» или «провозгласить» пост. Так, Иезавель, ища случая несправедливо обвинить и осудить Навуфея, повелела объявить пост (3 Цар. 21:9, 12). Иосафат, позднее и из гораздо более благородных побуждений, объявил пост и собрание, чтобы умолять Бога заступиться за Иудею (2 Пар. 20:3). То же выражение появляется в Езд. 8:21 и в Иона 3:5, в последнем случае к посту прибегли жители Ниневии, чтобы выразить свое раскаяние, вызванное проповедью Ионы. Информативное описание того, как провозглашается пост, встречаем в Иер. 36:9. Здесь объявляется сбор жителей Иудеи, по- видимому, с целью национального покаяния. По крайней мере, призвать их к этому приказал Варуху пророк Иеремия (Иер. 36:7-8). Более того, Иеремия говорит об ожидаемом событии как о «дне поста» (Иер. 36:6), чем подразумевается, что такой обычай известен ему и народу в целом. Фактически, Исаия еще столетием раньше говорил о таких собраниях (Ис. 58:3-6), созываемых в назначенный день и с определенной целью. Независимо от чувств Исаии по поводу злоупотребления постом, очевидно, что он признает его в качестве узаконенной формы поклонения Богу и не видит ничего дурного в том, чтобы пост провозглашался в особых случаях. Иоиль дважды говорит о назначении поста и созыве торжественного собрания (Иоиль 1:14; 2:15). Такой параллелизм выявляет, что пост, о котором идет речь, — это официальное общественное событие, состоящее в том, что весь народ участвует в акте поклонения Богу в назначенный день и в определенном месте. В целом, однако, представляется, что пост в Библии является личным делом каждого, выражением личного обращения к Богу, обусловленного тремя главными разновидностями жизненных кризисов: это плач или покаяние, траур и мольба. Пост во всех случаях без исключения связан с ощущением нужды и зависимости, полной беспомощности перед лицом наступившего или грядущего бедствия. Богословское значение и ценность поста необходимо раскрывать именно в исследовании таких ситуаций. В качестве выражения плача и/или покаяния пост почти всегда связан со слезами (Суд. 20:26; Есф. 4:3; Пс. 68:11; Иоиль 2:12), исповедью (1 Цар. 7:6; Дан. 9:3) и ношением вретища (3 Цар. 21:27; Неем. 9:1; Есф. 4:3; Пс. 68:11; Дан. 9:3). В Новом Завете Иисус упрекает лицемерных фарисеев в том, что они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимся (Мф. 6:16-18), — это, без сомнения, намек на обычай марать себя пеплом. Такие действия и атрибуты не имеют собственной религиозной ценности, но в культуре, где внутренние переживания обычно выражались явно и даже театрально, они, в случае искренности постящегося, могли служить красноречивым свидетельством раскаяния. Тем не менее существовал соблазн, что внешние проявления покаяния подменят собою внутреннюю подлинность чувств, и тем самым будет совершен акт лицемерия. Пост выступает также в качестве знака траура. После смерти Саула жители Иависа Галаадского, оплакивая его кончину, постились (1 Цар. 31:13), как и Давид с товарищами, когда они услышали эту весть (2 Цар. 1:12). Давид доходил до того, что, по его словам, сопереживал своим врагам, когда они были больны, постился и одевался во вретище (Пс. 34:13). Такое поведение было знаком его скорби о них (Пс. 34:14). Захария описывает дни поминовения прошлых трагических событий в жизни Израиля, его поражений и Божьего суда как время скорби, сопровождающейся постом (Зах. 7:5). Но эти дни поста в четвертом, пятом, седьмом и десятом месяце однажды сделаются днями радостного ликования (Зах. 8:19). Иисус говорит о времени Своего расставания с учениками как о днях скорби, когда вполне уместно будет поститься (Мф. 9:14-15; Мк. 2:18-20; Лк. 5:33-35). И наконец, пост нередко ассоциируется с просьбами и молитвами. Давид молится и постится, когда у него болеет ребенок (2 Цар. 12:16), плачет перед Господом в своем искреннем ходатайстве (2 Цар. 12:21- 22). Неемия, услышав весть об опустошении Иерусалима, плачет, постится и молится, чтобы Бог даровал ему благосклонность персидского царя Артаксеркса и чтобы сам он смог вернуться на родину и отстроить разрушенное (Неем. 1:4-11). Есфирь в сходных обстоятельствах призывает Мардохея и всех иудеев поститься ради нее, пока она готовится к встрече со своим царственным супругом (Есф. 4:16). Очевидно, пост и мольба к Богу имеют здесь одну и ту же природу (ср. Иер. 14:12). Иисус отождествляет такие просьбы и пост, когда учит, что бесов можно изгнать исключительно благодаря молитве и посту (Мф. 17:21). Благочестивая пророчица Анна стремится приобрести искупление для Израиля с помощью молитв и поста (Лк. 2:37). Прежде чем Павел и Варнава рукоположили пресвитеров для различных церквей, они с молитвой и постом предали их Господу (Деян. 14:23). Во всех этих примерах недвусмысленно подразумевается, что пост служит действенным дополнением к мольбам. О необходимости поста ни разу явно не говорится в Писании, но его связь с покаянием, скорбью и мольбами предполагает такое самоотречение, которое открывает человека для Бога и нематериальных аспектов жизни. Поскольку еда и питье характеризуют жизнь плоти со всеми ее потребностями и удовольствиями, их отсутствие или отвержение свидетельствует о реалиях более высокого измерения, где доминируют духовные сущности. Богословие поста, следовательно, является богословием приоритетов, благодаря которым перед верующим раскрывается возможность выразить себя в безраздельной и всепоглощающей преданности Господу и делам Духа. Юджин X. Меррилл» («Евангельский словарь библейского богословия» Под редакцией Уолтера Элвелла ) Обратите внимание, что, сравнивая статьи из католического и протестантского словарей библейского богословия, можно видеть, что там нет непреодолимых разногласий. Эти словари скорее дополняют друг друга, или даже говорят одно и то же. Дело в том, что в библейском богословии практически нет принципиально непреодолимых разногласий между различными христианскими конфессиями. Все различия между христианскими конфессиями находятся в догматическом, нравственном и других видах богословия, а не в библейском богословии.

ученик: Я бы хотел рассказать о своём отношении к посту, которое не отрицает, но, может быть, дополняет учение евангельских христиан. Возможно, и не "дополняет" (если кто-то возражает), но тогда это моё мнение реализует моё право верующего на "разномыслие". При этом, повторяю, я разделяю систематическое учение о посте евангельских христиан, когда оно подтверждается словами Библии, т. е. опирается на основание библейского богословия. Итак, для меня пост обязательно сопряжён с физическими ограничениями (в еде, питье, и т. д.). Я не нашёл ни одного примера из Библии, где бы пост не был сопряжён с таковыми ограничениями. В повседневной жизни физическое (плотское) начало в человеке по-преимуществу оказывается доминирующим. Работа, дела по хозяйству, простые удовольствия, которыми мы себя балуем - всё это само по себе, конечно, "не грех". Но всё это отвечает потребностям внешнего плотского человека. А духовное начало в человеке подавляется всеми этими обстоятельствами, и не возрастает. А это не очень хорошо. Человек во Христе призван к свободе, и в том числе, к свободе духа от доминирования телесной оболочки. Для духовного существа я считаю правильным выделять особый род занятия, во время которого лучше сознательно ограничивать себя в "делах повседневных" для духовного упражнения. Физические ограничения (в еде и т. д.) способствуют сознанию в себе духовного начала, если таковые применяются сознательно и добровольно. Физические ограничения ради "измождения" и мучения бессмысленны и могут быть вредны. Не стоит поститься ради "умерщвления плоти". Пост необходим для укрепления духа - как средство, помогающее душе приблизиться к духовным сферам, для "очищения" духа.

ученик: Об учении евангельских христиан о посте я сказал лишь вскользь. Поэтому дополню ответ. Если Вы спросите о смысле религиозного поста в церкви, то скорее всего, Вам укажут это место из Книги пророка Исаии: «Они каждый день ищут Меня и хотят знать пути Мои, как бы народ, поступающий праведно и не оставляющий законов Бога своего; они вопрошают Меня о судах правды, желают приближения к Богу: "Почему мы постимся, а Ты не видишь? смиряем души свои, а Ты не знаешь?" - Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других. Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других; вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте. Таков ли тот пост, который Я избрал, день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу? Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; Раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся. Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя. Тогда ты воззовешь, и Господь услышит; возопиешь, и Он скажет: "вот Я!" Когда ты удалишь из среды твоей ярмо, перестанешь поднимать перст и говорить оскорбительное, И отдашь голодному душу твою и напитаешь душу страдальца: тогда свет твой взойдет во тьме, и мрак твой [будет] как полдень; И будет Господь вождем твоим всегда, и во время засухи будет насыщать душу твою и утучнять кости твои, и ты будешь, как напоенный водою сад и как источник, которого воды никогда не иссякают ...» /Ис.58:2-11/ Эта цитата очень выразительно сообщает о подлинном смысле поста для Бога: разреши оковы неправды ...


шура: Отвечаю не через комьютер:- не очень удобно, извините. Таким образом, пост это форма молитвы, т.е. обращение к Богу, привлекая

шура: плоть. Усиленная молитва. А уже в каких случаях он используется, решает сам человек в зависимости от ситуации. Так я понимаю? А вот вопрос с самоотречением по моему здесь остается открытым. Как раз, когда хочется пить, то об этом и думаешь. Вместо того, чтобы попить и не думать. Скорее это назвать самоограничением. Остаются вопросы: 40дневное непринятие пищи и питья Моисеем это пост? Саул,помнится, день и ночь голодал, после чего с трудом передвигался: 1-я Царств гл.28 20. И то что сказано про Христа: "Дух побуждает Его". Ну, хорошо, так это сомоотречение, самоограничение или невозможность принятия пищи? Как при сильном душевном переживании, когда "в рот ничего не лезет"? Пример, приводимый учеником из Исаии, не связан с приемом пищи. В то время, как пост, см. выше ( перевод с гр. и еврейского) подразумевает плотское ограничение, на сколько я понимаю. А описанный Исаей пост (там правильный перевод-пост?) мне кажется, это правила для христианина в повседневной жизни. А не во время усиленной молитвы.

ученик: шура пишет: Таким образом, пост это форма молитвы, т.е. обращение к Богу, привлекая плоть. Усиленная молитва. А уже в каких случаях он используется, решает сам человек в зависимости от ситуации. Так я понимаю? Видимо, так. шура пишет: А вот вопрос с самоотречением по моему здесь остается открытым. Как раз, когда хочется пить, то об этом и думаешь. Вместо того, чтобы попить и не думать. Скорее это назвать самоограничением. Остаются вопросы: 40дневное непринятие пищи и питья Моисеем это пост? Саул,помнится, день и ночь голодал, после чего с трудом передвигался: 1-я Царств гл.28 20. И то что сказано про Христа: "Дух побуждает Его". Ну, хорошо, так это сомоотречение, самоограничение или невозможность принятия пищи? Как при сильном душевном переживании, когда "в рот ничего не лезет"? По-моему, может иметь место разное, и всё это - примеры поста. Бывает, что нам "естественно" не до еды, мы ощутимо нуждаемся в Боге, молимся Ему. А бывает, что прибегаем к воздержанию в еде "добровольно-принудительно", помня, что мы несовершенны, а Господь призвал нас к совершенству: Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный. /Матф.5:48/ Поэтому нужны пост и молитва как духовное упражнение. шура пишет: Пример, приводимый учеником из Исаии, не связан с приемом пищи. В то время, как пост, см. выше ( перевод с гр. и еврейского) подразумевает плотское ограничение, на сколько я понимаю. А описанный Исаей пост (там правильный перевод-пост?) мне кажется, это правила для христианина в повседневной жизни. А не во время усиленной молитвы. Пост и молитва тоже относятся к христианскому "образу жизни". Отрывок из пророка Исаии акцентирует главное в посте. Когда мы хотим показать усердие в молитве, мы прибегаем к посту. Но всякая молитва - это ни что иное, как искательство правды Божьей. Когда же ищем у Бога правды, то должны подумать и о своих неправдах, чтобы исправить: разреши оковы неправды ... Разве это не естественно? Этому же учил Иисус в Нагорной проповеди: Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам. /Матф.6:33/

шура: Как воздержание в еде может вести к совершенству? Только как часть молитвы, как я понимаю. Или что то другое имеется ввиду? Молитва как духовное упражнение-это как? И пост, который показывает усердие в молитве? Искательство Бога, обращение к Нему разве можно рассматривать как упражнение? И кому показывает пост и кому нужна демонстрация? Богу, на сколько я понимаю-нет, он знает сердце человека. Самому человеку-не понятно для чего. Тем более сказано в Библии не демонстрировать скорбный вид и др.

ученик: шура пишет: Молитва как духовное упражнение-это как? Вот, что пишет ап. Павел о благочестии в послании: «Негодных же и бабьих басен отвращайся, а упражняй себя в благочестии; Ибо телесное упражнение мало полезно, а благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей.» /1Тим.4:7,8/ Может быть, моё понимание и небезукоризненно, но думаю, что можно говорить о молитве, как о "духовном упражнении" в составе благочестия. шура пишет: И кому показывает пост и кому нужна демонстрация? Богу, на сколько я понимаю-нет, он знает сердце человека. Думаю, что Богу, хотя Он и знает всё о человеке, всё же нужна "демонстрация" человека. Если у Вас есть дети, то Вам, наверное, легко это понять. Вспомните, когда ребёнок провинился, и Вы знали это. Хотелось бы Вам, чтобы он сам признался Вам в провинности? Вы называете это "воспитанием". В жизни по вере исповедь, пост, молитва - это опыт духовной жизни в учении Иисуса Христа. В остальном - вижу, что вполне согласен с Вами.

шура: Спасибо за ответ. Про исповедь. В православии, если можно так сказать, целый институт исповеди. А в протестантизме-нет. Исходя, наверное, из слов "исповедайтесь друг другу". Мне кажется, что принятая форма исповеди в церкви должна быть. Не между делом, а как часть службы для нуждающихся, разумеется.

ученик: Приведу ссылку на простой онлайн ресурс, помогающий уточнить перевод Библии: Библия с индексами Стронга (в частности, глава 58 из Книги пророка Исаии). На тему исповеди ещё подумаю.

ученик: шура пишет: Про исповедь. В православии, если можно так сказать, целый институт исповеди. А в протестантизме-нет. Исходя, наверное, из слов "исповедайтесь друг другу". Скорее всего, Вы имели в виду этот отрывок: «Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного.» /Иак.5:16/ По-моему, хотя эти слова ап. Иакова, конечно, имеют отношение к исповеданию грехов, но всё же они ближе по смыслу к "разреши оковы неправды". Учение об исповедании грехов восходит к Ветхому Завету, когда Богом был установлен порядок очищения от греха через исповедание греха перед Богом, принесение жертвы при служении священника - левита. У протестантов "институт исповеди" упразднён, по всей видимости, по той же причине, по которой упразднено посредничество человека в общении с Богом по Новому Завету. По учению Нового Завета единственным посредником между нами и Всевышним Богом является Иисус Христос. Он же Первосвященник и ходатай перед Богом ради прощения наших грехов. Он же - жертва, раз навсегда принесённая ради искупления нас от греха. Об исповедании грехов написано в послании ап. Иоанна: «И вот благовестие, которое мы слышали от Него и возвещаем вам: Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы. Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине; Если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха. Если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды. Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас.» /1Иоан.1:5-10/ шура пишет: Мне кажется, что принятая форма исповеди в церкви должна быть. Не между делом, а как часть службы для нуждающихся, разумеется. Наверное, в исповеди нуждаются все, разумеется. Потому что "Если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя, и истины нет в нас". Как же Вы себе представляете "принятую форму исповеди в церкви, как часть службы"? Просто интересно.

шура: Ну, постараюсь объяснить. Имея длительный опыт прихожанства в Православной церкви, причастие и исповедь мной воспринимались как те вещи, ради которых и стоит туда ходить (кроме общей молитвы и пребывания перед Богом). Во время исповеди, к которой готовишся и постишся, что мне кажется важным, поскольку в суете жизни человек часто не видит своих грехов. Если же искренне посвятить этому время, то оказывается, что их не так и мало. Так во время иповеди "душа плачет". Этот феноменомен совсем не только у меня, но и у очень многих людей. Просто физически ощущаешь освобождение души. Скажу, что я человек совсем не сентиментальный. Никогда мной не воспринималась исповедь, как посредничество через человека. А именно, как Вы написали, принесение раскаяния, выраженное ритуально. У людей много ритуалов. И Христос, преломляя хлеб, благодарил Бога. А мог бы и просебя поблагодарить. Кроме того, человек, субъективно может неправильно воспринимать свой грех:" лицом к лицу лица не увидать". И священники часто что-то очень дельное говорили мне на исповеди. Бывало, что и недельное. Но услышать другую точку зрения на такой важный вопрос важно. Еще бывают поступки или события в жизни с которыми вообще очень тяжело жить без исповеди как ритуала. Когда точно знаешь, что мог ты сделал перед Богом - принес перед ним свой грех. Например, убил человека. Представьте, что иначе ты вынуден каждый день приносить это перед Богом. Спрашивать, а достаточно я раскаялся? Субъективно это сложно. В момент иповеди возникает некторая объективизация" где двое или трое собраны во имя Мое..." Как мне представляется это в церкви. Выделяется время для исповеди и каждый исповедуется, кому считает возможным. Что мне не понравилось в пятидесятнической церкви, в частности, что все вопросы решались, когда пастор завязывал шнурки на ботинках перед уходом. Служба-то закончилась. Вот исповедуйся здесь. Конечно, Господь слышит исповедь человека и без посредников. Конечно, "душа плачет" так много всяких психологических феноменов вокруг сакрального. Если они не противоречат Богу, а определенные ритуалы подтверждал Христос то с исповедью:-)на мой взгляд так.

ученик: шура пишет: Кроме того, человек, субъективно может неправильно воспринимать свой грех:" лицом к лицу лица не увидать". И священники часто что-то очень дельное говорили мне на исповеди. Бывало, что и недельное. Но услышать другую точку зрения на такой важный вопрос важно. Не нужно думать, что исповедь без свидетелей - чисто субъективное действие. Вернее, если считать исповедь ритуалом, то так оно и есть. Но в подлинном смысле, исповедь - это когда человек обращается к Богу для исповедания и старается быть откровенным перед Ним. Живое участие Бога здесь не допускает считать исповедь "ритуалом". Когда Вы обращаетесь к Богу без посредников и даже без свидетелей, Вы явно даёте Ему знать своё понимание и согласие, что есть "вещи", которые должны быть решены только между Вами и Ним. Каждый сам за себя держит ответ перед Богом. Грех, если смотреть в корень, это не "проступок" или "преступное деяние", грех - это духовное состояние вражды с Богом. Проступки и деяния в нашей внешней жизни - это только сигналы и знаки, которыми Бог может дать знать нам, что "не всё в порядке". И когда мы приступаем к Богу на исповеди, нам нужно просить об этом, чтобы Бог открыл - что не так. Бог тоже может сказать Вам "что-то очень дельное", и для этого Ему не нужны посредники, а свидетели могут быть и излишни. шура пишет: Как мне представляется это в церкви. Выделяется время для исповеди и каждый исповедуется, кому считает возможным. Видите ли, доверительный разговор между верующими, или совместную молитву ещё никто не отменял. Но исповедь перед Богом - это когда Вы ощутимо нуждаетесь в том, чтобы засвидетельствовать перед Богом, что общаетесь с Ним без посредничества человека или какого-то ещё "культового предмета". Исповедание перед Богом влечёт к уединению от людей. Можно привести пример исповедального обращения к Богу из Писания: Псалом 50 1 Начальнику хора. Псалом Давида, 2 Когда приходил к нему пророк Нафан, после того, как Давид вошел к Вирсавии. 3 Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои. 4 Многократно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня, 5 Ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мною. 6 Тебе, Тебе единому согрешил я и лукавое пред очами Твоими сделал, так что Ты праведен в приговоре Твоем и чист в суде Твоем. 7 Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя. 8 Вот, Ты возлюбил истину в сердце и внутрь меня явил мне мудрость. 9 Окропи меня иссопом, и буду чист; омой меня, и буду белее снега. 10 Дай мне услышать радость и веселие, - и возрадуются кости, Тобою сокрушенные. 11 Отврати лице Твое от грехов моих и изгладь все беззакония мои. 12 Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня. 13 Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними от меня. 14 Возврати мне радость спасения Твоего и Духом владычественным утверди меня. 15 Научу беззаконных путям Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся. 16 Избавь меня от кровей, Боже, Боже спасения моего, и язык мой восхвалит правду Твою. 17 Господи! отверзи уста мои, и уста мои возвестят хвалу Твою. 18 Ибо жертвы Ты не желаешь, - я дал бы ее; к всесожжению не благоволишь. 19 Жертва Богу дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже. 20 Облагодетельствуй по благоволению Твоему Сион; воздвигни стены Иерусалима: 21 Тогда благоугодны будут Тебе жертвы правды, возношение и всесожжение; тогда возложат на алтарь Твой тельцов.

шура: Спасибо, не могу не согласиться. Вы говорите, что Бог отвечает. В какой форме он Вам отвечает?

ученик: шура пишет: Вы говорите, что Бог отвечает. В какой форме он Вам отвечает? Спасибо! Когда встречаешь такое простодушное согласие, то и сам желаешь уступить в чём-то. Вот я и подумал, что Вы тоже кое-в чём правы. Правы в следующем. Исповедь может быть не только исповеданием перед Богом, но и исповеданием перед людьми тоже, когда Бог является свидетелем: «Господа Бога святите в сердцах ваших; [будьте] всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением.» /1Пет.3:15/ Отвечая на Ваш вопрос, приведу здесь это старое письмо как мою исповедь Вам - как Бог ответил мне. «Письмо из прошлого» Привет, Аня! Спасибо за письмо - столь необычное по стилю и содержанию, побудившее меня пристальнее и вдумчивее перечитать всю нашу переписку, отдавая должное твоему остроумию и смелости. А ты, по всей вероятности, на протяжении переписки удивлялась обратному - моей недогадливости, мыслительной плоскости и непроницательности: и когда, дескать, этот недотёпа допетрит, что на самом деле стоит за всеми этими демонстрациями бескорыстного неверия и пикетами бескомпромиссного антитеизма! <...> Однако, всё это изрядное тупоумие, которое я продемонстрировал, могло породить в твоём понимании ряд недоразумений относительно моего вероисповедания, которые я постараюсь развеять следующими объяснениями. Итак. Дело в том, что "опыт 1996 года" значил для меня не обращение к вере, а значительное изменение, перерождение в вере. И прежде я был (считал себя) верующим. Только веру я понимал слишком схематично. Совсем как ты пишешь: " И скорее всего бог для тебя превратился в то же шаблонное представление. Ведь ты не думаешь каждый раз есть он или его все таки нет. Ты уже решил для себя, что он есть, исходя из своей боязни совершить фатальную ошибку и всю систему доказательств строишь на этом . Это ли не стопроцентный шаблон." Именно так (или во многом почти так) и было до 1996 года. Веру я понимал как "систему верований", выводимую из известного "основания" посредством известного "метода" (хотя с содержанием Библии вообще и Нового Завета в частности я был знаком к этому времени достаточно хорошо). И Бога пытался осознавать, вписывая в догматические, шаблонные схемы. Фактически, все эти мировоззренческие шаблоны выполняли роль непроницаемой заслонки, с помощью которой я старался отгородиться от знания Бога и понимания Его истины. Это происходило почти неосознанно. В этом - специфика ложной веры: заблуждающийся даже близко не осознаёт степень своего заблуждения и каковы истинные мотивы, которые им движут. В 1996 году со мной приключился значительный моральный и интеллектуальный кризис. Это и заставило меня предположить, что мой схематический мировоззренческий бог - совсем не Бог, а идол. И в своём обращении к Богу тогда я признался в этом, как и в том, что своим прежним умом не способен понять не то что Его истину, но даже хотя бы отчасти всю степень своего заблуждения. О том, что последовало, я уже говорил: разум мой действительно обновился, и вместе с этим стало постепенно обновляться и понимание Библии и веры. Я понял, что не достаточно сделать себе "понятие Бога" и дальше жить, руководствуясь соображениями выгоды, прикрывая тайную неправду формальным соблюдением Слова Божьего, приводя в оправдание своих поступков цитаты из Священного Писания. Я понял, что жизнь в вере - это не формальное исполнение обрядов и предписаний, а тем более, не "отправление культа". Жить в вере - это значит пребывать в учении Христа в буквальном смысле этого выражения. Христос - Слово Бога учит нас быть детьми Бога, учит любить Бога и ближнего, учит творить добро, учит творчеству. Учит посредством Духа (иначе говоря - наития). Это откровение значило для меня прорыв веры в себя. Когда душный склеп из догматов и схем рухнул, я вдохнул свежий воздух реального, подлинного бытия, в котором меня и Истину соединяло творчество. Изменение своего существа я сравнивал со словами Христа в Евангелии: "Должно вам родиться свыше", т.е. от духа. Напомню, что сознаю, что не сообщаю здесь ничего нового для тебя, т.к. теперь-то уяснил наконец, что ты - тоже человек верующий. А демонстрация заносчивого неверия направлена на то, чтобы открыть лицемерие некоторых (наверное, многих) христиан. И я на это почти попался. И конечно понимаю теперь, что все те многие вопросы, которыми ты меня засыпала, совсем не вопросы для тебя - ответы на них ты прекрасно знаешь. Просто это такой критерий степени зрелости веры: вера, не идущая дальше догматов и шаблонов увидит в этих вопросах смятение, кощунство и отшатнётся в ужасе. Если же степень веры приближается к зрелой, мы легко можем распознать истинную подоплёку и каверзный (в самом невинном смысле - в смысле дерзкой шалости, что ли) характер подобных "парадоксальных" вопросов. Напишу далее на тему твоих "вопросов" опять-таки для того только, чтобы снять возможные предубеждения относительно зрелости и испытанности моей веры. Вот ответ на вопросы, которые обещал привести. "Андрей, в одном из своих писем ты пишешь,что "вечную жизнь можно достичь при должном старании и упорстве". В чем оно заключается это старание?" "И еще вопрос. По каким критериям Бог будет отбирать кандидатов на вечную жизнь?" Я смотрю на эти вопросы как на похожие. На оба вопроса привёл бы один ответ. (А ты следи - правильно ли я отвечаю.) Если уж мы пережили это - прорыв от догматического сна к истинно духовной реальности, к Откровению Иисуса Христа, Бога живого, то спасение для нас и смысл земной жизни - в том, чтобы не впасть снова в духовную дрёму, но жить, возрастая в учении Христа. Учиться у Христа любви Божьей в решении тех загадок, проблем и испытаний, которые встретим, проходя земное поприще. И для преображения жизни творческие силы мы будем черпать не в том, что Бога, быть может, нет, а в том, что Бог есть, и направлять к тому, чтобы Он был в нашей жизни, среди нас. Будем жить, как люди, уже причастные Вечности, как люди, возрождённые Богом и принятые Им. След. вопрос: "Оказывается в нашем мире есть форменные безобразия. Да как же бог допустил это! Для чего он создал столь несовершенный мир? Змея съедает лягушку. Для лягушки это форменное безобразие, но не для змеи. В мире людей также. Что хорошо для одного, для другого ф. б. Но люди-то еще могут изобрести бога(непосредственно он нам не дан) и сослаться на него в критической ситуации, а для лягушки все оказывается потеряно. Бог такой всебагой и всемилостивый создал безобразный, несовершенный мир и не дал возможности спастись змее и лягушке." Бог создал совершенный мир. Безобразия в нём не было, а была гармония, красота и мир. Безобразия и дисгармонию, которые теперь встречаются в жизни, начались с разлада между Богом и человеком. Человек, подстрекаемый дьяволом, отвернулся от Бога, совершив грех, т. е. неправду и зло. Почему так вышло, почему всемогущий Бог это допустил, я не знаю, т. к. мой человеческий ум конечно, ограничен. И думаю, существуют вопросы, ответы на которые в этой жизни мы никогда не узнаем. Но перейдя в Вечность, на все наши вопросы мы получим ответ - об этом сказано в Новом Завете. Грех разделил Бога и человека, и человек уже не мог вернуться к Богу. Через это нарушилась и гармония в жизни, ведь Бог, сотворив землю и вселенную, всё покорил человеку. И если человек сделал грех, отпал от Бога, то и "вся тварь совокупно стенает и мучается доныне, ожидая откровения сынов человеческих." Так говорится в Писании. И ещё там сказано, что в конце времён Всевышний Бог явил свою любовь и милость к человеку в том, что "послал Сына Своего единородного, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную". Сын Божий умер за нас на кресте. Бог принёс в жертву безгрешного Сына за наши грехи и неправды, чтобы устранить разделение человека и Бога. Теперь между нами и Всевышним Богом есть единый посредник - человек Иисус Христос, воскресший из мёртвых и духовно сопровождающий нас как Учитель и Друг в нашей земной жизни, направляющий путь наш к вечности с Богом и научающий всякой истине. Всё так? Надеюсь. В прикреплённом файле ты найдёшь ещё одно моё сочинение - "манифест", время написания которого примерно совпадает с моментом моего перерождения в вере. Всего доброго. Андрей Нагин. 26/06/2004 В дополнение. Бог отвечает так, чтобы Его ответу можно было последовать, применить Его ответ в своей жизни: «Как дождь и снег нисходит с неба и туда не возвращается, но напояет землю и делает ее способною рождать и произращать, чтобы она давала семя тому, кто сеет, и хлеб тому, кто ест, - так и слово Мое, которое исходит из уст Моих, - оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его.» /Ис. 55 : 10, 11/ «... Но что говорит Писание? "Близко к тебе слово, в устах твоих и в сердце твоем", то есть слово веры, которое проповедуем.» /Рим. 10 : 8/ «... но весьма близко к тебе слово сие: [оно] в устах твоих и в сердце твоем, чтобы исполнять его.» /Втор. 30 : 14/



полная версия страницы